Вестибюль главного здания НГУ.
Несомненно, этого события в Новосибирском государственном университете ожидали. Все разговоры с руководством НГУ, с преподавателями, с учеными из новосибирского Академгородка так или иначе касались в итоге этой темы: получит университет статус национального исследовательского или нет? Я как мог, и совершенно искренне, успокаивал своих собеседников: «Если не вам, то кому же еще давать такой статус┘» Повторяю, я был абсолютно искренен в этом своем убеждении┘
Честно говоря, в Новосибирске есть вузы и покрупнее – Новосибирский государственный технический университет, например. «У нас студентов в четыре раза меньше, чем в НГТУ; шесть с половиной тысяч всего, – поясняет проректор Новосибирского государственного университета по научной работе, член-корреспондент РАН Сергей Нетесов. – А объем финансирования науки такой же. 78 кафедр университета в основном базируются в институтах сибирского отделения Российской академии наук. Студенты начинают вести научную работу на этих кафедрах со второго-третьего курсов».
Ничего удивительного, что 35% выпускников НГУ идут работать в академические институты. Кадровый состав Новосибирского научного центра СО РАН на 70% укомплектован бывшими студентами университета. Каждый десятый выпускник защищает кандидатскую, а каждый четвертый из этих кандидатов становится доктором наук. Впрочем, от модной приметы времени тоже никуда не деться. «В Редмонте (городок в штате Вашингтон, США; главная достопримечательность – штаб-квартира компании Microsoft. – «НГ») работают около 50 выпускников нашей кафедры», – замечает, не без гордости надо сказать, декан факультета информационных технологий, профессор Михаил Лаврентьев. – Вообще НГУ – это единственный классический университет в стране, который работает по физтеховской схеме».
Действительно, со дня своего основания университет – неотъемлемая часть сибирского отделения РАН. «Строительство учебных и жилых зданий для Новосибирского госуниверситета включить в комплекс зданий, строящихся для сибирского отделения АН СССР», – говорилось в одном из пунктов постановления Совмина СССР от 9 января 1958 года. Он так и задумывался изначально – как вуз нового типа, готовящий будущих научных работников высокой квалификации. Элитное научное образование – вот главный рыночный продукт, который 50 лет исправно выдает на-гора НГУ. «Мы не кузница кадров; скорее наш университет можно определить как элитный питомник», – приходилось и читать, и слышать в разговорах в НГУ.
Декан физического факультета НГУ профессор Андрей Аржанников: «Таких электронных микроскопов за Уралом больше нет». Фото автора |
При этом «элитный питомник» нашел оригинальное решение проблемы гибридизации науки и высокотехнологичного бизнеса. То, над чем так «самоотверженно» бьются в московских коридорах власти. Первый шаг – переход на проектное обучение: по заказу бизнеса. «Мы организовали учебные курсы по принципу научно-образовательных комплексов, НОК, – рассказывает Вера Маркова, проректор НГУ по дополнительному образованию. – Сейчас они созданы в нескольких областях исследований: математика, механика и информатика; физика и материаловедение; науки о жизни, экология и природопользование; науки о Земле; гуманитарные исследования; инновационный ресурсный центр. В НОК могут объединяться студенты с разных факультетов, разных специальностей».
Например, в НОК «Наносистемы и современные материалы» участвуют отнюдь не только студенты-физики или химики. Декан физического факультета, профессор Андрей Аржанников с гордостью показывает электронный микроскоп стоимостью 1 млн. евро: «Единственный за Уралом, который позволяет проводить исследования на ангстремном уровне». По его словам, на нем делают дипломные и кандидатские работы и биологи, и медики.
«Лидерами в интеграции бизнеса, образования и науки оказались IT-компании, – продолжает Вера Маркова. – У нас сейчас действуют 25 магистерских программ, так вот, половину из них мы разработали по заказам бизнеса. Созданы совместные исследовательские лаборатории с такими компаниями, как Intel, Hewlett-Packard, Parallels, ассоциациями малых фирм «СибАкадемИнновация» и «СибАкадемСофт». Та же Intel – кто лучше может научить студентов работать в команде?»
Действительно, учебно-исследовательская лаборатория НГУ–Интел высокопроизводительных вычислительных систем, организованная в 2005 году, сегодня – органическая часть учебного процесса в НГУ. «В год через лабораторию проходят 30–50 студентов со всех факультетов, – рассказывает заведующая лабораторией, кандидат физико-математических наук Ольга Нечаева. – Специализация – высокопроизводительные вычисления, математические библиотеки, параллельное программирование, компьютерная графика, архитектурная оптимизация программ, компиляторы. Студенты проходят стажировку, участвуя в реальных проектах. Что это дает? Уже готовы к защите две-три кандидатские диссертации».
Просто, в качестве примера. Одна из работ, выполненных в лаборатории НГУ–Интел, – «Оптимизация пакета моделирования цунами». В результате удалось ускорить счет в 160–170 раз. «Если будет подводное землетрясение силой в восемь баллов, то обязательно последует и цунами. Вопрос – куда оно пойдет, – поясняет научный руководитель лаборатории Михаил Лаврентьев. – Здесь без ускорения алгоритмов не обойтись. Ведь в модели – несколько миллиардов расчетных ячеек. Сегодня разрешение счетной модели около трех километров, а нужно бывает – до 50 метров. И это принципиально важно┘»
7 октября Министерство образования и науки РФ обнародовало список победителей конкурсного отбора программ развития университетов, в отношении которых устанавливается категория «национальный исследовательский университет». Среди 12 победителей – Новосибирский государственный университет. Как я и предсказывал.
Новосибирск–Москва