Сегодня почти 85% выпускников школ идут получать высшее образование, а еще 30 лет назад таких было не больше трети.
Фото Фреда Гринберга (НГ-фото)
Мы привыкли, что все изменения в системе образования инициируются сверху. Между тем можно ли на уровне федеральной власти все решать за регионы? О странностях нашей образовательной системы и о том, что в ней можно изменить, рассказывает губернатор Пермского края Олег Чиркунов.
– Олег Анатольевич, за праздничной риторикой по поводу Дня учителя забыли о том, что преподаватели у нас мало получают. Или что-то меняется?
– Года полтора назад в школе, где я когда-то учился, мне показали ведомость о зарплате. Я стер оттуда номер школы и выставил ведомость в Интернет. Оказалось, что и в других школах, как и в этой, ни одной зарплаты ниже 12–14 тысяч в ведомости нет. При этом все учителя заявляют, что у них зарплаты три тысячи рублей┘ В городских школах надо, на мой взгляд, создать некую конкурентную модель, как у наших соседей тюменцев. В Тюмени пятидневная учебная неделя, а выходные дети проводят с родителями. Потому что там платят не за процесс (сколько часов наработал учитель), а за результат.
– Применим ли этот принцип к высшему образованию?
– Применим. Наша система высшего образования – фабрика по производству унифицированных дипломов общегосударственного образца. Что бы ни говорили и ни писали, мало кого из работодателей интересует, какой вуз человек окончил. Есть, конечно, приятные исключения. Мехмат МГУ, МФТИ. Что-то нарождается в Высшей школе экономики, в бизнес-школе «Сколково». Но мы же говорим о массовом высшем образовании. У наших вузов в принципе нет принадлежности к некоему клубу высшей науки. Вторая проблема – у нас нет профориентационной работы. Я недавно лекцию читал на одном из экономических факультетов в Перми. На третьем студенты не располагают даже базовыми знаниями. Они пришли за дипломом. Еще одна проблема – мы мало вкладываем денег в качественный профессорско-преподавательский состав. Меня опять обвинят в западничестве, но я скажу – нам надо больше привлекать западной профессуры.
– А может, для начала профессоров из ведущих вузов РФ пригласите?
– Пусть на меня обидятся, но... сколько среди нашей профессуры нобелевских лауреатов?
– Начать надо с приглашения западных звезд, а дальше?
– Начать надо с вопроса: можно ли на федеральном уровне все решить за вузы и все решить за регионы? Если нет воли региона – никакое понуждение к большим и громким проектам пользы не принесет. Федеральные власти могут стимулировать интерес к конкуренции. Они уже это начали делать. Но┘ на мой взгляд, нельзя везде создавать одинаковые университеты с одинаковым набором специализаций. Лучше, если самые лучшие силы по математике будут сосредоточены в одних вузах, по физике – в других и т.д. В Перми пять вузов работают на специальность «Государственное и муниципальное управление».
– Но на этой специальности вузы хорошо зарабатывают┘
– Они могут зарабатывать на чем угодно, но не на продаже диплома. Нет сил создать свое, пригласите западных специалистов. Мы, например, так и сделали. Начали разрабатывать мастер-план города Перми вместе с командой, которую мы назвали сборной Европы. В этой команде много профессоров из разных городов Европы. Один профессор попросил у нас разрешения защититься своим студентам на базе Перми. Приехали 40 человек. Месили нашу грязь, защита магистерских работ прошла в Цюрихе. Они полностью отработали нам по Перми. Показали, на чем и где мы можем экономить. Составили нам учебный мастер-план. А мы еще откроем такую же специальность у себя в вузе. У нас есть мощные школы архитектуры и градопланирования, но западная – это принципиально другая модель школы. И у них обучение дешевле, чем в наших многих вузах или московских филиалах. Кстати, о поддержке местных профессоров – мы сейчас подготовили пакет региональных законов, по которым у докторов наук будет доплата к пенсии 15 тысяч, а у работающих – 30 тысяч рублей к зарплате. Деньги на это уже заложены в краевом бюджете. Рассчитываем, что и наши преподаватели будут активнее защищаться и из других вузов к нам приедут.
– Вы создаете конкуренцию. Ваша профессура начинает нервничать┘
– Даже ненавидеть┘ Этот этап пройден. Теперь мы в связке работаем. Два вуза Перми участвовали в конкурсе национальных исследовательских университетов, и один стал победителем.
– Сейчас многие вузы закрываются. Губернаторы просят власти тот или иной вуз не трогать. Какова ситуация у вас в регионе?
– Есть федеральное предприятие – вуз, которое создало рабочие места, набрало педагогов, платит им государственные деньги┘ Даже если люди в этих вузах ничего не делают, я все равно как губернатор заинтересован в том, чтобы такое предприятие существовало. Деньги не мои, а люди получают зарплату. При существующей системе бюджетного распределения закрывать федеральные учреждения невыгодно. И любой губернатор будет делать все для раздутия расходов федеральных учреждений на своей территории. А платить надо не за процесс, а за результат.