0
1584
Газета Образование Интернет-версия

13.10.2009 00:00:00

Платить не за процесс, а за результат

Тэги: вузы, россия


вузы, россия Сегодня почти 85% выпускников школ идут получать высшее образование, а еще 30 лет назад таких было не больше трети.
Фото Фреда Гринберга (НГ-фото)

Мы привыкли, что все изменения в системе образования инициируются сверху. Между тем можно ли на уровне федеральной власти все решать за регионы? О странностях нашей образовательной системы и о том, что в ней можно изменить, рассказывает губернатор Пермского края Олег Чиркунов.

– Олег Анатольевич, за праздничной риторикой по поводу Дня учителя забыли о том, что преподаватели у нас мало получают. Или что-то меняется?

– Года полтора назад в школе, где я когда-то учился, мне показали ведомость о зарплате. Я стер оттуда номер школы и выставил ведомость в Интернет. Оказалось, что и в других школах, как и в этой, ни одной зарплаты ниже 12–14 тысяч в ведомости нет. При этом все учителя заявляют, что у них зарплаты три тысячи рублей┘ В городских школах надо, на мой взгляд, создать некую конкурентную модель, как у наших соседей тюменцев. В Тюмени пятидневная учебная неделя, а выходные дети проводят с родителями. Потому что там платят не за процесс (сколько часов наработал учитель), а за результат.

– Применим ли этот принцип к высшему образованию?

– Применим. Наша система высшего образования – фабрика по производству унифицированных дипломов общегосударственного образца. Что бы ни говорили и ни писали, мало кого из работодателей интересует, какой вуз человек окончил. Есть, конечно, приятные исключения. Мехмат МГУ, МФТИ. Что-то нарождается в Высшей школе экономики, в бизнес-школе «Сколково». Но мы же говорим о массовом высшем образовании. У наших вузов в принципе нет принадлежности к некоему клубу высшей науки. Вторая проблема – у нас нет профориентационной работы. Я недавно лекцию читал на одном из экономических факультетов в Перми. На третьем студенты не располагают даже базовыми знаниями. Они пришли за дипломом. Еще одна проблема – мы мало вкладываем денег в качественный профессорско-преподавательский состав. Меня опять обвинят в западничестве, но я скажу – нам надо больше привлекать западной профессуры.

– А может, для начала профессоров из ведущих вузов РФ пригласите?

– Пусть на меня обидятся, но... сколько среди нашей профессуры нобелевских лауреатов?

– Начать надо с приглашения западных звезд, а дальше?

– Начать надо с вопроса: можно ли на федеральном уровне все решить за вузы и все решить за регионы? Если нет воли региона – никакое понуждение к большим и громким проектам пользы не принесет. Федеральные власти могут стимулировать интерес к конкуренции. Они уже это начали делать. Но┘ на мой взгляд, нельзя везде создавать одинаковые университеты с одинаковым набором специализаций. Лучше, если самые лучшие силы по математике будут сосредоточены в одних вузах, по физике – в других и т.д. В Перми пять вузов работают на специальность «Государственное и муниципальное управление».

– Но на этой специальности вузы хорошо зарабатывают┘

– Они могут зарабатывать на чем угодно, но не на продаже диплома. Нет сил создать свое, пригласите западных специалистов. Мы, например, так и сделали. Начали разрабатывать мастер-план города Перми вместе с командой, которую мы назвали сборной Европы. В этой команде много профессоров из разных городов Европы. Один профессор попросил у нас разрешения защититься своим студентам на базе Перми. Приехали 40 человек. Месили нашу грязь, защита магистерских работ прошла в Цюрихе. Они полностью отработали нам по Перми. Показали, на чем и где мы можем экономить. Составили нам учебный мастер-план. А мы еще откроем такую же специальность у себя в вузе. У нас есть мощные школы архитектуры и градопланирования, но западная – это принципиально другая модель школы. И у них обучение дешевле, чем в наших многих вузах или московских филиалах. Кстати, о поддержке местных профессоров – мы сейчас подготовили пакет региональных законов, по которым у докторов наук будет доплата к пенсии 15 тысяч, а у работающих – 30 тысяч рублей к зарплате. Деньги на это уже заложены в краевом бюджете. Рассчитываем, что и наши преподаватели будут активнее защищаться и из других вузов к нам приедут.

– Вы создаете конкуренцию. Ваша профессура начинает нервничать┘

– Даже ненавидеть┘ Этот этап пройден. Теперь мы в связке работаем. Два вуза Перми участвовали в конкурсе национальных исследовательских университетов, и один стал победителем.

– Сейчас многие вузы закрываются. Губернаторы просят власти тот или иной вуз не трогать. Какова ситуация у вас в регионе?

– Есть федеральное предприятие – вуз, которое создало рабочие места, набрало педагогов, платит им государственные деньги┘ Даже если люди в этих вузах ничего не делают, я все равно как губернатор заинтересован в том, чтобы такое предприятие существовало. Деньги не мои, а люди получают зарплату. При существующей системе бюджетного распределения закрывать федеральные учреждения невыгодно. И любой губернатор будет делать все для раздутия расходов федеральных учреждений на своей территории. А платить надо не за процесс, а за результат.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Кадровый дефицит будет обостряться еще как минимум пять лет

Кадровый дефицит будет обостряться еще как минимум пять лет

Анастасия Башкатова

Затишье на рынке труда обусловлено исключительно влиянием ключевой ставки

0
697
Партии боятся прогадать с предвыборными лозунгами

Партии боятся прогадать с предвыборными лозунгами

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Поверхностная социология выявляет эффективность пропаганды, а не реальные настроения избирателей

0
646
С начала года рубль укрепился к доллару почти на 30%

С начала года рубль укрепился к доллару почти на 30%

Ольга Соловьева

Положительное сальдо внешней торговли России продолжает увеличиваться

0
738
Нефть и мазут стали главными врагами пляжного отдыха

Нефть и мазут стали главными врагами пляжного отдыха

Михаил Сергеев

Море в Анапе заменят бассейнами, винодельнями и аграрным туризмом

0
676

Другие новости