Близится сентябрь. По стране пройдут педсоветы. Учителя вспомнят о своих мизерных зарплатах. Но, оказывается, стимулировать учителей можно еще и дополнительным отдыхом┘
Моя собеседница – Милана Лорман, учительница из Израиля. Когда-то давно, лет 15 назад, она, выпускница Гомельского госпединститута, переступила порог обыкновенной сельской школы в российской глубинке. Сегодня вспоминает эти времена с умилением. В классе ее тогда было 15 детей. Любознательные, любопытные. Сейчас там, наверное, и пяти учеников не наберется.
О российской школе Милана сегодня знает лишь понаслышке. Эмигрировала во времена распада союзного государства и больше в России не была. Рассказывает о системе образования Израиля, о своем быте и работе учителей и все переспрашивает: «А у вас не так?» У нас не так┘
Начнем с образования учителей. Во времена СССР существовала строгая система подготовки и переподготовки педагогических кадров. Сегодня она практически не работает, если судить по результатам знаний выпускников школ. Время показывает, что прежняя система неповоротлива и реагирует на изменения школьной среды чрезвычайно медленно.
В Израиле, как и во многих других странах Европы, переподготовкой учителей занимаются не только государственные, но и частные компании. Оплачивает же учебу учителей государство. Оно же заинтересовано в том, чтобы эта система переподготовки была эффективна. Переаттестация учителей осуществляется раз в год. Проходит она при общей заинтересованности всех участников процесса (а не так, как у нас, когда командированный учитель большую часть времени проводит в магазинах).
Израильский учитель постоянно совершенствует свои знания. В этой стране большое значение имеет работа педагога на одном месте в течение долгого времени. Такого педагога, например, не могут уволить с работы по желанию одного только директора школы. Должны найтись веские причины, и увольнение должно поддержать высокое начальство.
Есть в Израиле еще одна любопытная вещь. Учитель платит небольшой налог и раз в семь лет может взять себе год отпуска. «Зачем?» – удивляюсь я. «Просто отдохнуть от школы и посвятить часть времени себе и своему самообразованию», – отвечает Милана, довольная произведенным эффектом. В течение этого года учитель имеет право не работать и┘ получать за свой отпуск деньги. Правда, обязательно должен за это время где-то подучиться. Взяться за изучение какого-нибудь курса. Хоть курса по философии, хоть курсов по вождению. Сама Милана последний раз такую возможность не использовала, она просто потратила полагающиеся ей за этот отпуск деньги на покупку машины. И еще┘ раз в год учитель получает так называемые «оздоровительные» деньги. И деньги на учительскую униформу (хотя ее нет). Зарплата педагога зависит от разных факторов. От стажа, его уровня образования, программ, побед в конкурсах и т.д. Уравниловки нет. Хотя зарплата педагога в Израиле тоже меньше, чем в среднем по промышленности, летний отпуск педагога составляет два месяца.
Я рассказываю Милане о российских национальных проектах. Об учителях-победителях, которые получили по 100 000 рублей в результате конкурса на звание победителя нацпроекта. Кто-то из награжденных вложил деньги в приобретение своей первой квартиры, кто-то купил машину, а кто-то поделился средствами с коллегами. И такое случалось. Она пожимает плечами: «Мне кажется, при оценке деятельности педагога достаточно трудно избежать субъективизма┘ Хотя, может, это выделение лидеров действительно поможет поднять уровень школьного образования. Везде, во всех странах он сейчас невысокий. Особенно много нареканий вызывает в Израиле, например, математика. Раньше считалось, что причина этого отставания кроется в низком уровне образования учителей начальной школы. Сегодня учителей 1-й степени (учителей со средним профобразованием. – «НГ») в школах осталось мало. Это стало невыгодно в финансовом плане. Все стремятся доучиться, чтобы получить «продвинутое» образование (окончить магистратуру. – «НГ»)».
Опыт израильского правительства, заботящегося о дополнительных стимулах работы учителей, думается, может представлять интерес и для нас.