Поступающие в престижные московские вузы в этом году неизменно сталкивались с одной и той же ситуацией: бюджетных мест в выбранных ими высших школах оказывалось очень мало или не оказывалось вовсе. В результате чего в некоторых вузах конкурс на бюджетные места в этом году зашкаливал за 50–400 человек на место. Лидерство (как и всегда) держали экономические и юридические вузы и факультеты.
Администрации вузов раздувались от счастья, их самооценка росла как на дрожжах. Абитуриенты получили свою дозу разочарования. Их родители еще более утвердились в мысли, что «справедливости нет и не будет». Рособрнадзор и тот засомневался - не многовато ли льготников?
Так кто же занял те самые бюджетные места в вузах, которых, как известно из выступлений высоких правительственных чиновников, в этом году стало еще больше, чем в прошлые годы? В престижных вузах на бюджетные места претендуют еще большее количество олимпиадников, несмотря на совсем маленький их процент от общего числа выпускников (7%). В средних вузах вперед вырвались льготники. Почему так, спросите вы. Потому что на сегодняшний день государство облегчило поступление в вузы 153 категориям граждан. Кто эти «несчастные» молодые люди?
Всех абитуриентов-льготников при поступлении в вуз можно поделить на две категории: тех, кто идет вне конкурса, и тех, кто пользуется преимущественным правом. Вне конкурса означает, что если абитуриенты успешно сдали экзамены (то есть получили любую оценку, кроме двойки), то в первую очередь они поступают в вуз на бесплатное отделение, независимо от того, сколько человек на это место претендуют.
Согласно ст. 11 Федерального закона «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» вне конкурса в государственные и муниципальные вузы принимаются: дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также лица в возрасте до 23 лет из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; дети-инвалиды, инвалиды I и II группы, которым не противопоказано обучение в соответствующих высших учебных заведениях; граждане в возрасте до 20 лет, имеющие только одного родителя – инвалида I группы, если среднедушевой доход семьи ниже величины прожиточного минимума, установленного в соответствующем регионе РФ; граждане, которые уволены с военной службы и поступают в образовательные учреждения, реализующие военные профессиональные образовательные программы, а также участники боевых действий; граждане, проходившие в течение не менее трех лет военную службу по контракту в Вооруженных силах РФ, других войсках, воинских формированиях и органах на воинских должностях и др.
Преимущественное право в отличие от зачисления вне конкурса означает, что если лицо, обладающее оным, набрало при сдаче экзаменов одинаковое количество баллов с другими лицами, не обладающими такими правами, и при этом осталось одно бесплатное место, то в вуз примут лицо, обладающее преимуществом. В данном случае речь идет о гражданах, уволенных с военной службы; детях военнослужащих, погибших при исполнении ими обязанностей военной службы или умерших вследствие военной травмы либо заболеваний; детях людей, погибших или умерших вследствие военной травмы либо заболеваний, полученных ими при участии в проведении контртеррористических операций и (или) иных мероприятий по борьбе с терроризмом.
А что здесь такого, скажете вы, категории льготников существовали всегда. Почему так остро вопрос встал именно сегодня. По словам главы Рособрнадзора Любови Глебовой, причина известна: ранее вузы сами регулировали потоки поступающих. И абитуриентов-льготников предпочитали аккуратно отсеивать еще на этапе приема документов. Да и сами «неудобные» абитуриенты, зная о такой мороке и коррупции, предпочитали на экзамены в вузы Москвы не ездить. Понимали – только лишняя трата денег. Сегодня, когда документы в десятки вузов можно послать запросто по почте, видимых препятствий для льготников не оказалось. Зато остро встал вопрос о защите права на образование обыкновенных «смертных» граждан.
В общем, Рособрнадзор предлагает в очередной раз пересмотреть количество категорий абитуриентов, которые пользуются льготами при поступлении в вуз. Обещает, что осенью поставит вопрос ребром. «Мы ни в коем случае не говорим о том, что льготников не должно быть вообще. Просто их количество нужно пересмотреть. Может, имеет смысл давать льготы тем, кто уже поступил в вуз, но находится в трудном социальном положении», – сказала Глебова на встрече с журналистами в минувшую пятницу.
Предложению Рособрнадзора активно противостоят некоторые депутаты ГД РФ, особенно фракция коммунистов, традиционно выступающая за социальные льготы для народа.
Возникает вопрос, каких категорий граждан-льготников ситуация может коснуться. Уже понятно, что вряд ли это будет категория военных. Сильное военное лобби этого не допустит. Потому что ряды армии нужно укреплять. Образование – эта пока та конфетка, на которую еще клюют. Остаются самые бесправные?
И, конечно, отдельной темой остаются фальшивые справки по инвалидности. Корреспондент «НГ» попробовала купить такую справку, воспользовавшись объявлением в интернете. У фальшивой справки фамилии врачей, участвующих во врачебной комиссии, настоящие. Дело штамповки доброкачественных фальшивок процветает. А дело проверки справок об инвалидности лежит на совести вузов. Рособрнадзор проводит выборочные проверки. Но обещает, что студенты с фальшивыми справками (равно как и с фальшивыми результатами ЕГЭ) будут отчислены из института независимо от года обучения. Если подлог обнаружится на пятом курсе, студент будет отчислен с пятого курса.