Скоро позировать юным художникам смогут лишь модели-альтруистки...
Фото ИТАР-ТАСС
На днях в редакцию «НГ» пришло письмо от выпускников факультета графических искусств Московского государственного университета печати (МГУП). «На наших глазах осуществляется развал уникальной высшей художественной школы, одной из старейших в стране, основа которой была заложена еще в двадцатые годы такими выдающимися мастерами, как В.А.Фаворский, А.М.Родченко, В.Е.Татлин, П.А.Флоренский», – написали выпускники МГУП.
В вину администрации университета выпускники вменяют предупреждение об уменьшении зарплаты значительной части преподавательского состава кафедры рисунка и живописи факультета графических искусств (ФГИ) и увольнение лучших преподавателей кафедры. Руководство же вуза, напротив, утверждает, что университет всячески старается выжить в сложных экономических и демографических условиях, сохранив при этом качество обучения. Студенты МГУП жалуются, что испытывают нехватку самого необходимого инвентаря: мольбертов, стульев, гипсов. Администрация вуза заявляет, что как раз в этом году произведены необходимые закупки инвентаря.
Как рассказала «НГ» Александра Кочеткова, одна из авторов письма, выпускница МГУП, из вуза уволены профессиональные модели. Натурщиков заменили деревянными манекенами, иногда вместо моделей позируют студентки, что никак не соответствует учебному плану. В мастерских не хватает печатников, лаборантов. Преподаватели (многие из них немолоды) вынуждены сами носить громоздкие предметы для художественных постановок. Между тем количество кафедр в вузе растет...
Увы, описанная выше ситуация типична для хорошего вуза, поэтому имеет смысл в ней разобраться подробнее. В свое время эксперты Высшей школы экономики предупреждали, что развитие вузов в сложной экономической и демографической ситуации может пойти по эффективному и неэффективному сценарию. Неэффективный – это когда коммерческие интересы администрации заслоняют образовательные цели. По неээфективному сценарию, вуз начинает резко наращивать количество платных студентов. Что, собственно, и происходит сегодня повсеместно.
Как жалуются абитуриенты, в этом году суммарный балл ЕГЭ, необходимый для поступления в вузы, кое-где в высших школах менялся в течение всего срока подачи документов. Его то поднимали, чтобы набрать как можно больше платников, то опускали, если чувствовали недобор студентов. В некоторых вузах, по словам студентов, им уже предложены новые договоры по оплате обучения. В других плата остается нефиксированной, а договор гласит, что университет имеет право поднимать ее в течение семестра в связи с инфляцией.
Платников сегодня стараются удержать в университетах любыми средствами, даже если они не способны учиться на факультете. Администрация стремится дотянуть их до 4–5-го курса, несмотря на двойки и протест педагогов. И в конце концов отчисляет чуть ли не с последних курсов. На вопросы педагогов: «Отчего вдруг теперь-то такая принципиальность?» – отвечают: «Вы же хотели его выгнать!»
По-хорошему, администрации МГУП, пожалуй, вскоре и нечего будет предъявить. Она практически предупредила будущие шаги Рособрнадзора, который предполагает изменить правила лицензирования и аккредитации вузов, сочтя пункт о нормах в 15 кв. м на студента и четыре–шесть студентов на одного преподавателя излишними. Экономисты подсчитали, что в целях экономии вузу можно ограничиться 6 кв. м на одного студента. И нормой уже сегодня в московских престижных вузах считается 12–15 студентов на одного преподавателя. Но... как сказал «НГ» ректор МГУ имени М.В.Ломоносова Виктор Садовничий, МГУ, например, будет стараться и впредь выдерживать норму в четыре–пять человек на одного преподавателя. Кроме того, есть в МГУ и другие факультеты, где культивируется «штучное производство» и где приходится четыре доктора наук на группу в пять–семь студентов. Этот процесс «культивирования штучных студентов» поддержан сегодня и престижными школами Запада. Они практикуют соотношение 6 к 1.
И в «силовом» сокращении преподавателей администрацию МГУП сильно тоже не упрекнешь. Увы, у нас развита «кулуарная» практика решения этой проблемы. На днях министр образования и науки РФ Андрей Фурсенко заметил: «К 2015 году у нас будет 730 тысяч выпускников школ вместо 1 миллиона 260 тысяч в 2005-м. Естественно, что любой вуз будет вынужден оптимизировать штат своих преподавателей. Это необходимая мера». Теперь всех волнует – демократическим ли путем будет эта оптимизация происходить?
На Западе проблему регулирует «естественный отбор». Стоит напомнить, что тамошний студент имеет право выбрать себе дисциплины для изучения самостоятельно. То есть за кафедры студент голосует «ногами», к какой больше прикрепилось. И если на какой-то курс лекций студенты не подают свои заявки, от услуг этого лектора вуз просто отказывается. Другое дело у нас...
Кроме «кулуарной» практики в вузах сильно желание жить мифами. «В нашем обществе существует подмена понятий, – сказала «НГ» глава Рособрнадзора Любовь Глебова, – у нас считается, что статус вуза привязан к качеству даваемого в вузе образования. Считается, что если учишься в университете, то получаешь качественное образование. А если учишься в институте – тебе не повезло». Одним словом, какой вуз не мечтает быть университетом. Но университетом может называться только тот вуз, который имеет не менее семи групп специализаций. И сегодня Рособрнадзор особенно тщательно проверяет соответствие названия вуза его статусу, поэтому многие университеты снова стали академиями или институтами.
И, конечно же, университеты, пытаясь сохранить свой статус, вынуждены увеличивать количество групп специальностей. И решают таким образом сразу две непосильные задачи – сокращение штата, с одной стороны, и увеличение количества факультетов и кафедр – с другой. В результате идет раздувание штатов, увеличение нагрузки на преподавателей.
А все вместе неизменно приведет к снижению качества образования. И выхода, кажется, нет...