С высоких трибун сегодня призывают задуматься об имидже профессии рабочего.
Фото Алексея Калужских (НГ-фото)
Сегодня в Фундаментальной библиотеке МГУ имени М.В.Ломоносова начнется II Неделя образования государств – членов Шанхайской организации сотрудничества под девизом «Образование без границ» и
I Форум ректоров университетов государств – членов ШОС. А накануне Международная конференция «Профессионально-техническое образование и образование для устойчивого развития» с участием представителей стран СНГ, Эстонии, Латвии, Польши, руководства ЮНЕСКО, Европейского фонда образования, Международной организации труда прошла в Минске.
Эти два мероприятия, проведенные с небольшим интервалом, свидетельствует о попытке Минобразнауки РФ нарастить присутствие российского образования на внешнем образовательном рынке. И о поисках всем миром решения главной проблемы образования: как готовить специалистов, адекватных запросам рынка труда. Первый Форум ректоров наверняка затронет проблемы создания сетевого университета ШОС, концепция которого уже озвучена и дело за малым – созданием самого университета. И обозначит проблемы высшего образования вообще. А они, как выяснилось, у всех одинаковые: качество... и переизбыток гуманитариев.
Отечественные прогнозисты подсчитали, что к 2015 году в стране будет востребован лишь каждый третий выпускник с высшим экономическим или гуманитарным образованием. Увы, не только у нас. Министр образования и науки РФ Андрей Фурсенко даже пошутил во время открытия форума в Минске, что, если бы он случайно обменялся докладами с Александром Радьковым (министром образования Белоруссии), ничего бы страшного не произошло – настолько много общего в системах образования стран.
Итак, общая проблема в странах СНГ – система обучения не способна адекватным образом реагировать на запросы рынка труда. Увы, «успокоил» всех присутствующих на конференции в Минске эксперт Международной организации труда по ПТО Владимир Гаськов, такая ситуация в той или иной степени свойственна практически любой стране мира. Счастливое исключение составляют разве что┘ Филиппины. По мнению международных экспертов, эта страна быстрее других реагирует на рынок труда. А как сделать, чтобы такое было и у остальных?
Наиболее эффективно с этой точки зрения краткосрочное прогнозирование (1–3 года). Быстрое реагирование может в этом случае происходить за счет изменения программ в вузах. Долгосрочным прогнозированием (5–10 лет) занимаются во многих странах мира. Но спрос на специалистов в этом случае труднее прогнозировать. Слишком большой срок. Тем не менее многие страны этим тоже успешно занимаются, такие как Япония, Франция, Новая Зеландия, Англия. И есть при этом одна любопытная деталь. За выпуск тех или иных специалистов во многих странах мира отвечают сами высшие школы. И им не дадут денег на программу, если администрация вуза не составит прогноз на данных специалистов. В Австралии, например, никакой колледж не получит госфинансирование, если не предоставит программу, согласованную с тамошним Министерством труда. Иначе его строго спросят: «Зачем вы подавали заявку на программу, которая не востребована рынком труда?»
Кстати, часто в развитых странах, как и у нас, много инженеров работают в торговле. И в то же время многие важные работы выполняются непрофессионалами. (Например, в управлении.) В отдельных странах число квалификаций в обучающих программах превышает несколько тысяч. В некоторых – многие важные квалификации вообще не разработаны, не готовят важных и нужных экономике специалистов вообще.
На конференции в Минске министр Фурсенко поспешил сообщить о новом прогнозе: какие специалисты будут востребованы в самое ближайшее время в РФ. Это специалисты в области сервиса, операционного менеджмента, обеспечения деятельности инфраструктуры, инжиниринга, IT-технологий. И соответственно сохраняется большая нужда в квалифицированных рабочих кадрах. Не идут молодые люди в рабочие. Кстати, опять же не только у нас. «Нужно обеспечить престижность и статусность этих профессий», – говорили почти все министры и замы министров образования стран СНГ. Но как? Перестать снимать фильмы про бандитов и путан и срочно начать ваять киносаги о сталеварах?
Корреспондент «НГ» задала этот вопрос в Минске директору Европейского фонда образования Данбар Мюриель. Как сказала госпожа Данбар, задача эта непростая для любой страны. Однако рецепт привлекательности начального и среднего профобразования есть. Он в том, что профобразование должно быть высокого качества. Оно не должно быть тупиковым, молодой человек должен иметь возможность перехода на следующие уровни образования. А еще важно привлечь к написанию программ работодателей. А вот проблема создания имиджа профессии рабочего остается сегодня во многих странах проблемой номер один. Над ней работают. Пока с переменным успехом. Так что, может, и саги про рабочих нужны, кто знает.