Рособрнадзор обратился на днях к гражданам РФ с просьбой не поддаваться агрессивной рекламе интернет-сайтов, торгующих поддельными сертификатами ЕГЭ, и не покупать фальшивки. Добраться до настоящих заданий по ЕГЭ невозможно. Эта информация хорошо охраняется. О ситуации с продажей сертификатов и о неослабевающей шумихе вокруг единого экзамена «НГ» беседует с проректором высшей школы экономики Григорием Канторовичем.
– Григорий Гельмутович, вот посмотрите, что происходит. Студенты выходят на демонстрации в Новосибирске. Родители шлют президенту открытое письмо. Ректоры возмущаются. А виновник один – ЕГЭ. Почему его все так боятся?
– Что ж, давайте посмотрим, что сделал ЕГЭ┘ Он отменил вступительные испытания в вуз и доверил проведение итоговой школьной аттестации сторонней структуре. Раньше вуз набирал себе студентов, а школа сама ставила выпускные оценки своим ученикам. Школа сегодня стала подконтрольной. И вуз тоже. Возможно, это не может нравиться всем. Теперь о том, чего боятся┘ Боятся не все. Для средних вузов – ЕГЭ в плюс. Он помогает им снизить затраты на приемную кампанию и донабрать студентов. ЕГЭ пугает те престижные вузы, которые продают свои места. И необязательно за деньги. Помните, как в известном фильме: «Ты – хороший человек. Я – хороший. Так давай сделаем так, чтобы нам всем было хорошо┘» Кто пострадал от введения? Прежде всего преподаватели, которые раньше готовили для поступления в вузы. У каждого вуза своя специфика, преподаватели помогали ее понять. И вот появился ЕГЭ и все это отменил. Кстати, критикуют ЕГЭ обычно те, кто его не «пробовал». Почему так долго продолжается критика ЕГЭ? Есть определенный круг лиц, которые работают в образовательной сфере, они раньше усиленно критиковали ЕГЭ (по разным причинам). Теперь вроде бы разобрались, что к чему. Только перестать критиковать ЕГЭ они уже не могут, иначе «потеряют лицо». В большинстве случаев критика ЕГЭ необоснованная. Все эти нападки критиков: «натаскивание на тесты», «ЕГЭ отучает думать» – это все ложные посылы. ЕГЭ ничего по сути не меняет в стиле образовании. У нас в стране ситуация с экзаменами менялась несколько раз. И ситуация с формой итоговой аттестации тоже. Сегодня иные факторы кардинально меняют ситуацию в образовании, но о них нужно вести другой разговор. У нас в стране – самое высокое количество студентов в мире на тысячу жителей. В несколько раз больше, чем было во времена СССР. Количество бесплатных студентов ежегодно растет в расчете на тысячу населения. И эта ситуация с массовым высшим образованием сложилась спонтанно. Я не даю сейчас оценку: хорошо это или плохо. Я говорю о нерегулировании этого процесса.
– При всей этой массовости высшее образование по-настоящему доступно (бесплатно) сегодня лишь для трети нашего населения. Большинство европейских стран, к слову сказать, сделали его доступным для всех. Это правильно?
– В большинстве европейских стран все равно существует отбор. Хотя бы на базе школы. Там примерно 30% молодых людей в вузы не пробуют поступать вообще. Потому что человек должен быть готов к получению высшего образования.
– У нас отсев теперь тоже будет в школе. Написали школьники ЕГЭ на двойку – в вузы дорога им закрыта. И опять же: написали 20% учеников математику на «два», а среди них – Пушкины?
– Тогда надо ставить вопрос так, чтобы математика не была обязательным предметом при аттестации за среднюю школу, а не кричать, что ЕГЭ не нужен вообще.
– В интернете развернулась торговля сертификатами ЕГЭ. Родители учеников уверены, что студентов с поддельными сертификатами в вузах полно еще с прошлого года, а что грядущий год готовит – страшно подумать...
– Поддельные дипломы покупать бессмысленно. Вузы не работают с бумажкой. Мы работаем с федеральной электронной базой сертификатов ЕГЭ. Предвижу ваш вопрос о хакерах. И опять отвечаю: мы работаем┘ Основная проблема коррупции – отсутствие культуры в стране. Вот с этим надо что-то решать. И многое зависит от технологической дисциплины. Вот попался директор пункта сдачи ЕГЭ в Татарстане. Получил «за посильную помощь страждущим» три года... Нужно использовать шире законодательные возможности. Кроме того, все данные о результатах ЕГЭ проходят строгий мониторинг. Когда балл какого-то региона «выбивается» из общей картины – это уже повод для проверки. Статистически хорошо заметны аномально высокие оценки в любой из аудиторий. А это – уже повод для проверки. Мне жаловались из одной республики, что ЕГЭ им все ломает. Ректор один рассказывал: «Я всегда знал квоты по каждой национальности, а что теперь будет – не знаю. У нас же все держится на паритете!» Тут есть еще такая вещь: в стране развился целый бизнес по сдаче ЕГЭ. Работают конторы, которые организуют сдачу ЕГЭ за скромные и не очень деньги. Проходят на ЕГЭ загримированные студенты и сдают за школьника. «Достижение» последней приемной кампании – вы его хорошо помните, – призер московской олимпиады по математике. Папа тогда сознался, что нанял таких людей. Хорошо, что все тогда для них благополучно закончилось. И девочка всего лишь год потеряла. За такие вещи надо бы отвечать по всей строгости закона. И тем, кто покупает такие услуги, и тем, кто их продает. Вот тогда бы, может быть, кто-то и задумался.