Около миллиона детей и подростков в РФ живут на улице.
Фото Бориса Бабанова (НГ-фото)
За 10 лет финансового процветания не удалось переломить ситуацию с детским здоровьем и социальной защищенностью. Около миллиона маленьких граждан живут на улице, 150 тыс. подвергались насилию, смертность подростков в три-пять раз выше, чем в большинстве стран Европы.
Экономический кризис углубляется, и это ощущают все больше людей. У миллиардеров за полгода капитал уменьшился в два-три раза. Неприятно, конечно, однако, как в советском анекдоте, это катастрофа, но не беда. Голод им не грозит и даже образ жизни вряд ли изменится. А для обычного человека девальвация его сбережений и заработков практически на треть делает положение драматическим. И это еще в лучшем случае, когда не потеряли работу. Особую тревогу вызывает ситуация с детьми.
В докладе директора Научного центра здоровья детей академика Александра Баранова и члена комитета Госдумы по охране здоровья Татьяны Яковлевой, сделанном на только что закончившемся XVI съезде педиатров России, приводились неутешительные цифры.
Около миллиона детей и подростков живут на улице. При этом 90% беспризорников имеют хотя бы одного из родителей, к которым они могли бы вернуться; но эти дети бежали из дома именно потому, что их к этому вынудила сложная ситуация в семье: алкоголизм и постоянные избиения. Около 700 тыс. детей при живых родителях воспитываются в государственных интернатных учреждениях. В прошедшем году официально зафиксировано 150 тыс. случаев насилий над детьми, а сколько не было зафиксировано, можно только гадать. По данным МВД, около 2 тыс. детей ежегодно гибнут от насилия. А ведь Россия присоединилась к принятой в 1989 году Генеральной Ассамблеей ООН Конвенции о правах ребенка.
Особенно остро стоит проблема подростков. Какое может быть у них здоровье, если 33% юношей и 20% девушек ежедневно употребляют алкогольные напитки (включая слабоалкогольные), 16% школьников и 30% студентов хотя бы раз употребляли наркотики. Показатель смертности российских подростков в три-пять раз выше, чем в большинстве стран Европы (20–30 по сравнению с 100–110 на 100 тыс. лиц соответствующего возраста).
В докладе Александра Баранова и Татьяны Яковлевой отмечалось, что если суммировать все цифры, то каждого четвертого ребенка в стране можно отнести к контингенту высокого социального риска.
Два положительных момента: рождаемость выросла – в 2008 году родилось на 107 тыс. детей больше, чем в 2007 году, младенческая смертность снизилась фактически до европейского уровня – до 8,5 на 1000 родившихся живыми в 2008 году. Однако до 40% родившихся детей уже имеют различные расстройства здоровья, а у детей грудного возраста значительно возросла частота болезней нервной системы, органов пищеварения, мочеполовой системы, врожденных аномалий, то есть тех болезней, которые в дальнейшем определяют социальные ограничения.
Результаты научных исследований показывают, что состояние здоровья детей больше всего ухудшается в возрасте от 7 до 17 лет. За последние 10 лет распространенность функциональных отклонений среди учащихся младших классов повысилась на 85%, хронических болезней – на 84%, среди учащихся старших классов – соответственно на 74 и 40%. В структуре хронических болезней ведущее место занимают заболевания костно-мышечной системы (24%), органов пищеварения (23%), нервной системы и психической сферы (20%).
Сохраняется неблагополучие в отношении репродуктивного здоровья подрастающего поколения. Более чем у 30% юношей и девушек выявляется задержка полового созревания. Более 40% мальчиков страдают заболеваниями, которые в дальнейшем могут ограничить их возможность стать отцами. За последние пять лет частота расстройств менструации и гинекологических болезней среди девочек 10–17 лет увеличилась почти на треть. А ведь уже сейчас в стране более 5 млн. семей являются бесплодными.
Теперь на смену сытым годам пришли тощие. Охрана и без того немногочисленного и не слишком здорового молодого поколения – будущего страны – может быть, самая важная задача в этот нелегкий период. Каждый предлагает меры в рамках своей компетенции. Законодатели собираются принимать хорошие «детские» законы, в Научном центре здоровья детей РАМН разработан проект концепции государственной политики Российской Федерации в области охраны здоровья детей. Продолжает действовать федеральная целевая программа «Дети России». И пресловутый нацпроект «Здоровье» никто не отменял.
К сожалению, самыми лучшими законами и самыми амбициозными проектами детей не накормишь и не подлечишь. А правительство все обещает не уменьшать финансирование нацпроектов.