По российской версии МГУ занимает 5-е место в мире.
Фото Бориса Бабанова (НГ-фото)
Обещанная презентация мирового рейтинга от России состоялась. Как заметил ректор МГУ им. М.В.Ломоносова, теперь живучесть новорожденного будет зависеть от многих факторов, в том числе и от того, как воспримут его в обществе на родине и за рубежом.
В первой десятке – семь американских университетов, один российский (МГУ – 5-е место), один британский, один японский. Возглавляет список Массачусетский технологический институт.
Рейтинг создаются с определенными целями. В США, например, среди граждан очень популярны национальные рейтинги. Тем, кто едет учиться в США, они тоже интереснее, чем глобальные.
Любопытно, что в США есть даже рейтинг, учитывающий многообразие наций, проживающих в стране, например, рейтинг Black Enterprise's Top Colleges for African Americans, созданный специально для афроамериканцев, идентифицируемых в данном случае как отдельная социальная группа граждан США. Такой рейтинг отражает в большей степени даже не качество образования, а какие-то социальные или этические аспекты обучения в вузе.
А вот мировые рейтинги – это уже дело престижа страны. Нигде нет так много политики, как в мировых топ-рейтингах вузов. Идет глобализация, страны интегрируются в единое образовательное пространство. Разумеется, сильный от такого объединения становится еще сильнее, а слабый проигрывает в конкуренции. Многие рейтингаторы для удобства (а может, для свободы манипулирования общественным мнением) выбирают для сравнения какой-то один сегмент. Например, шанхайский рейтинг делает основной упор на количество проведенных исследований. Поэтому довольно большое внимание в тамошнем рейтинге уделяет количеству выпускников и сотрудников вуза, получивших Нобелевские премии и медали Филдса (это высшая награда в математике). Кстати, Виктор Садовничий напомнил как-то «НГ», что медаль Филдса за всю историю получили всего 48 человек, а Нобелевскую премию – менее 600. А приличных вузов в мире чуть ли не 15 тысяч.
Многие мировые рейтинги в чем-то повторяют друг друга. Составители известного рейтинга THES–QS (выходит в приложении к газете Times) пытаются работать сразу на несколько целевых аудиторий. И в этом их проблема, уверены критики этого рейтинга из МГУ, концепция получается несколько размытой. В рейтинге используется шесть показателей, большей частью заимствованных из рейтинга Times, составляемого по вузам Великобритании. И два из этих показателей учитывают данные экспертных опросов.
Российские рейтингаторы, проанализировав эту ситуацию, пришли к мысли сделать своим главным критерием качество образования. Они считают, что ограниченное количество критериев в зарубежных рейтингах ведет к их неоднозначной интерпретации. Значит, количество нужно увеличить. Например, список международных наград в российском рейтинге следует расширить и т.д.
Некоторые рейтинги учитывают показатели трудоустройства выпускников. Но как сделать этот процесс объективным? Путем опроса работодателей? Отечественные составители рейтинга предлагают оценивать заслуги вузов по их вкладу в формирование элиты государства (и не только своего). Для примера здесь приводят международный съезд выпускников российских (и бывших советских) вузов, проходивший несколько лет назад в Москве. На него съехались люди со всего мира. Причем в большинстве своем они состоялись в профессиональной сфере: это были министры, ректоры, политики и т.д.
Ну и теперь, собственно, настало время сказать, кто вошел в мировой рейтинг РФ. Из почти 15 тыс. университетов было отобрано для оценки более 500 известных университетов, включая почти сотню вузов России, стран СНГ и Балтии. В окончательный вариант рейтинга вошло 430 университетов. В основном, как и зарубежные составители, отечественные авторы пользовались открытой информацией. Но с некоторой частью вузов авторы состояли в переписке и получили еще более полную информацию. Среди этих вузов – учебные заведения Канады, Гонконга, Японии, Германии, Швеции, Тайваня и др.
Отсчет рейтинги вузов ведут с 1983 года. Сколько понадобится времени, чтобы в мире заговорили о российском рейтинге? И кому он может быть интересен за рубежом? В первую очередь тем, кто включится в соревнование за российского студента. В этом случае зарубежные вузы захотят играть на территории РФ. В любом другом варианте все будет зависеть от успехов экономики страны и востребованности отечественного образования на международной арене. И, кстати, никакие игры с показателями и количествами здесь не пройдут.