Более 60% молодежи в городах выбирают профессию в сфере обслуживания.
Фото Артема Житенева (НГ-фото)
В вузах страны прошли конференции на темы разразившегося мирового экономического кризиса. А в стане среднего профессионального образования случился почти праздник – День профессии, который проходил одновременно в восьми российских регионах. Представители сектора уверены, кризис заставит выпускников и их родителей по-новому взглянуть на перспективы среднего и начального профобразования в стране.
В крупных городах РФ, в рамках акции День профессии школьники отправились в техникумы и ПТУ на знакомство со специальностями рабочего. Сразу оговоримся – высококвалифицированного рабочего. Акция прошла в Ярославле, Казани, Воронеже, Нижнем Новгороде, Самаре, Сызрани и других городах РФ.
Сначала несколько цифр официальной статистики. За последние пять лет трудоспособное население России выросло с 66 млн. до 70,6 млн. От 40 до 70% населения, занятого в различных отраслях экономики, особенно в непроизводственной сфере, занимают специалисты со средним и начальным профессиональным образованием. Ежегодно около 1 млн. таких молодых людей выходят на рынок труда. Средние затраты государства на одного студента колледжа или лицея составляют около 29 тыс. руб. - это меньше, чем в вузе. После девятого класса в техникумы и колледжи поступают около 35% выпускников.
По мнениям Виктора Демина, президента Союза директоров средних специальных учебных заведений, и директора Красногорского оптико-электронного колледжа, сегодня общество уже получило сигнал, что в учреждениях профобразования тоже можно сделать успешную карьеру. Главное, чтобы учебное заведение было инновационным, ориентированным на конкретные запросы рынка труда. А таких, как оказалось, теперь немало. «Второй год государство поддерживает в рамках нацпроекта «Образование» инновационные учреждения начального и среднего профобразования. Около 4 миллиардов рублей выделено на поддержку инновационных проектов почти 150 учебных заведений, – рассказал на пресс-конференции по итогам акции Виктор Демин. – Инновационное развитие получила учебно-материальная база, заработала система переподготовки и повышения квалификации преподавателей, которые ранее были замкнуты только в педагогических технологиях, теперь они уже говорят на одном языке с работодателем. Создано около 40 ресурсных центров, которые задают весь тон в развитии системы».
Кстати, в самом Красногорском оптико-электронном колледже школьников на День профессии завлекали уникальными лабораториями, приближенными к условиям реальной производственной деятельности. Продемонстрировали прибор для иридодиагностики, применяемый в современной медицине. Рассказали, что ставить диагноз по радужной оболочке глаза умели еще во времена Тутанхамона. Намекнули о нанотехнологиях, которыми тоже занимаются в техникуме. В ближайшие 5 лет ожидается бум появления новых товаров с использованием наноматериалов. На данный момент рынок наноматериалов пока представлен углеродными нанотрубками, нанопроволоками, нанопористыми материалами, наночастицами, наноструктурированными металлами, дендримерами, квановыми точками, фуллеренами. Впереди всех – Япония и США. Но опускать руки не надо, сказали взрослые детишкам┘ По словам Виктора Демина, средний возраст специалистов на профильном предприятии сегодня составляет 54–56 лет. До 2003 года новых кадровых вливаний практически не поступало. Ситуация изменилась только в последние 4 года, когда молодежь стала занимать рабочие места на заводах. Но дефицит кадров есть и сегодня. И даже в условиях кризиса он не сокращается.
По словам представителей Минобрнауки, во всех городах – участниках акции департаменты образования регионов в свое время провели обследование своих предприятий и узнали потребность работодателей в квалифицированных рабочих кадрах на среднесрочную и долгосрочную перспективу. По заявкам работодателей сформировали план приема в профессиональные образовательные учреждения.
По мнению министра образования Самарской области Дмитрия Овчинникова, ежегодно предприниматели России тратят около 500 млн. руб. на подготовку и переподготовку специалистов, минуя государственную систему профессионального образования. Задача дня – согласовать интересы работодателей и деятельность учреждения начального и среднего профессионального образования. В Самаре, например, уже несколько лет проводится независимая сертификация выпускников НПО и СПО с участием работодателей, но проходят ее не более 10% выпускников. При этом зачастую работодатели сами затрудняются сформулировать перед учебными заведениями свои требования к профессиональным компетенциям молодого рабочего и предпочитают доводить выпускников непосредственно на производстве.
По мнению самарцев, приблизить учебное учреждение к производству могло бы государственно-частное учредительство в системе профессионального образования. Однако в этой сфере существуют законодательные ограничения. Самарцы предлагают еще одну меру, которая могла бы повлиять на ситуацию с подготовкой кадров. Затраты по этой статье должны включаться в себестоимость продукции. Сегодня же предприятие оплачивает этот вид деятельности из чистой прибыли.
Заместитель директора Казанского авиационно-технического колледжа им. Дементьева Людмила Самолдина рассказала, что опыт их колледжа говорит об обратном. Их выпускник хорошо знаком с авиационным производством и с первого же дня готов приступить к своим обязанностям на производстве. В последнее время на КАПО им. Горбунова были введены новые подходы к проектированию самолетов. И в колледже решили закупить профессиональное оборудование, позволяющее учащимся заниматься проектированием летательных аппаратов в стенах учебных аудиторий. Выпускники трудоустраиваются.
В Нижегородском индустриальном техникуме гордятся подготовкой будущих техников сварочного производства (они изучают специальные предметы: «Спецчерчение», «Инженерная графика», «Проектирование сварочного производства» и др.) А демонстрируя свою сварочную мастерскую, любят рассказывать историю о том, как некое предприятие не могло найти квалифицированного газоэлектросварщика, пока не объявило по радио о его зарплате┘ в 80 тыс. руб.
Прошедшая акция удивила изобретательностью техникумов в работе по профориентации школьников. Например, в Ярославском профессиональном лицее № 2 введено поощрение за привод потенциального студента: «Приведи учиться в лицей своего друга – получи премию!» К такому способу набора пришли после того, как выяснили, что наиболее эффективными носителями рекламы об образовательном учреждении являются сами учащиеся лицея.
В общем, кому кризис – враг, а кому, похоже, – родная мать.