Скоро в школе появятся учителя из военных.
Фото Елены Фазлиуллиной (НГ-фото)
«Ключевая роль в школе принадлежит учителю, – заявил президент страны Дмитрий Медведев, выступая 5 ноября с ежегодным Посланием Федеральному собранию РФ. – И нам необходимо разработать систему моральных и материальных стимулов для сохранения в школах лучших педагогов и постоянного повышения их квалификации. Но, что еще более важно, – для пополнения школ новым поколением учителей. Причем вовсе не обязательно – только с педагогическим образованием».
Получается, теперь школа готова распахнуть свои двери для людей без педагогического образования? Это, признаться, как-то неожиданно. «Все школьные конфликты последних лет – это результат застоя нашей педагогической науки в целом. Молодые учителя плохо учили педагогику в институте», – примерно такие комментарии приходится довольно часто слышать от известных психологов и педагогов.
«Современная школа теряет ученика фактически сразу после выхода его из начальной школы, – подчеркнул, выступая на пресс-конференции «Современные возможности дополнительного образования», директор образовательного центра «Царицыно» Ефим Рачевский. – Подростку его учебная деятельность вообще кажется не столь ведущей, как раньше, для него становятся важны другие ценности. И тогда на первый план выходит система дополнительного образования».
Сегодня родители, думающие о своих детях, выбирают по возможности «школу полного дня» (кстати, школа Рачевского работает до 22 часов). 95% времени во второй половине дня принадлежит системе дополнительного образования. При всем этом необходимость специализации для педагогов дополнительного образования вовсе не обязательна, уверен Рачевский. «Детям так надоели учительские лица, – заявляет он. – Я очень боюсь, как бы система дополнительного образования не выдала нам просто очередную порцию «молодых специалистов». Пусть в школу придут представители разных профессий».
Как считает Алина Левитская, директор Департамента государственной политики в сфере воспитания, дополнительного образования и социальной защиты детей, сегодня идея дополнительного образования стала предметом внимания первых лиц государства. В проекте развития системы образования до 2012 года и до 2020 года даже появилось такое положение: на одного российского ребенка – один час дополнительного образования в неделю. «Это хорошо и достаточно много, – говорит Ефим Рачевский. – А хватит ли бюджета?»
По данным, которые привела Алина Левитская, в среднем в год на одного ребенка в учреждении дополнительного образования расходуется от 3 тыс. до 10 тыс. руб. В колонии же для малолетних преступников в среднем тратят до 150 тыс. руб.
И, похоже, новая бюджетная строка (если появится) позволит трудоустроить военных. «Из армии должно уволиться вскоре большое количество офицеров, которые могли бы быть привлечены для работы в кружках, связанных с оборонно-спортивным профилем, научно-техническим профилем, – считает представитель Минобразнауки РФ. – После соответствующей педагогической подготовки, конечно».
Наталья Синягина, директор ФГНУ «Центр исследования проблем воспитания, формирования здорового образа жизни, профилактики наркомании, социально-педагогической поддержки детей и молодежи», уверена, что 60% детей не имеют ярко выраженных склонностей. У них неустойчивы интересы в каком-то избранном направлении, и в том числе в будущей профессии. При определении будущей профессии до 70% учащихся руководствуются соображениями престижности и высокооплачиваемости профессии. Самыми престижными профессиями для современных школьников являются банкир, бизнесмен, экономист. А некоторые школьники так и пишут в анкетах – «буду олигархом». По словам Синягиной, представитель какой-либо профессии гораздо чаще создает для ребенка ситуацию успеха».
Звучит, конечно, убедительно┘ Правда, я знаю как минимум с десяток очень хороших физиков-ядерщиков, программистов и переводчиков, которые просто «звереют», когда дело доходит до подготовки домашнего задания с собственными чадами┘ Мы ведь все хорошие педагоги. В душе.