Поступить в вуз – одно, удержаться на плаву – вот что важно.
Фото Алексея Калужских (НГ-фото)
Согласно официальным статистическим данным, на очное отделение в государственные вузы России четыре-пять лет назад поступили 775,8 (803,8) тыс. человек. А покинули стены вуза в прошлом и этом учебных годах 570 (620) тыс. человек. Количество госвузов за пять лет возросло с 624 до 658. Негосударственных вузов стало на 58 единиц больше. В негосударственных вузах России пять лет назад на первом курсе обучались на очном отделении всего 79,8 тыс. человек. А дали путевку в жизнь в прошлом году – 62 тыс. молодых людей.
Или вот еще пара цифр┘ Пять лет назад в госсекторе на все виды обучения были приняты на первый курс 1 млн. 411 тыс. студентов. До финишной прямой дошли 724 тыс. Потери, скажем прямо, как во времена боевых действий. Кстати, в 1976 -1978 годах отсев составлял не более 8%. А в 1980-1986 - не более 10%. Напомним, что высшее образование в те годы было бесплатным.
Как сказал «НГ» ректор МГУ имени М.В. Ломоносова Виктор Садовничий, примерно 15–20% студентов отчисляют сегодня в МГУ сразу же после первой сессии. И примерно треть студентов – в течение всего срока обучения. Картина незначительно изменилась в лучшую сторону за последние два года, потому что расширение возможностей отбора студентов через олимпиады всех уровней позволяет набирать «мотивированный и подготовленный контингент учащихся».
Но не все ректоры могут брать себе, как МГУ, мотивированный контингент. Ситуацию кардинально меняет ЕГЭ. Как сказал «не под диктофон» ректор одного из престижных вузов: «Если нам прикажут, то мы, конечно, наберем по результатам ЕГЭ сколько угодно студентов. Но никто не помешает нам их отчислить после первой же сессии как не справившихся с учебным процессом». Звучит достаточно грозно. А как быть с тем, что половина этих самых студентов (а то и больше) еще и платит за свое обучение. Причем иногда это совсем даже не маленькие деньги – 150–200 тыс. рублей в год. Получается, что единый экзамен, который задумывался как защита от коррупции, коррумпированность в высшем образовании никак не опровергает. Обман родителей остается. В Высшей школе экономики (ВШЭ), которая одна из первых среди престижных заведений ввела у себя ЕГЭ, сегодня отсеивается 20–30%. Ректор ВШЭ Ярослав Кузьминов объясняет это тем, что у «вышки» свой стиль обучения. В университете нет семестров, есть пять модулей. В каждом модуле пять курсов, в каждом из которых студент постоянно встречается с необходимостью что-то сдавать. Оценка складывается из четырех-пяти промежуточных баллов. Система жесткая.
При подготовке материала мы не раз сталкивались с тем, что статистические службы вузов отказывались предоставлять конкретные цифры отсева студентов за последние два года. Нелюбезная служба статистики МГУ, например, мотивировала это тем, что «сама не может который год подсчитать, сколько студентов учится». Более приветливые ответственные службы в других вузах объяснили, что и рады бы помочь, но некоторые студенты сразу же после неудачной сдачи берут академический отпуск. А вернутся ли они после отпуска в институт – сказать сложно. Поэтому картина отсева может быть недостаточно корректной. При этом, утверждали они, ситуация с отсевом и не может пока измениться кардинально, потому что в прошлом и нынешнем учебных годах в некоторых вузах вообще был недобор студентов. Количество выпускников школ меньше количества мест в вузах. Последствия демографического спада... «Ну, отчислит администрация этих неуспевающих студентов, а учить-то кого?» – говорили нам. По словам проректора ВШЭ Григория Канторовича, в этом году многие высшие школы вынуждены были скрывать от населения истинную картину конкурсного набора, потому что конкурс в некоторые вузы просто отсутствовал.
Кое-что пояснили нам студенты. Например, отсев на факультеты информатики в крупных университетах стал чуть больше. И объяснили это приходом в вузы любителей-программистов, которые легко поступили через ЕГЭ, но, столкнувшись с трудностями университетской математики и физики, поняли, что освоить программирование на академическом уровне им просто не по силам. Студенты-лингвисты МАИ рассказали нам, что у них после первого курса из группы в 20–25 человек уходит примерно 5–6 студентов. Все после ЕГЭ...
Есть такая гипотеза, что отчисление платных студентов идет более интенсивно, чем бюджетных. Все зависит от вуза, сказали нам в одной из служб статистики. В некоторых высших учебных заведениях существует негласная установка – тянуть платного студента в течение всего курса, пока не придет ему «замена». Все-таки живые деньги. И, как признаются сами молодые люди, отсев был бы больше, если бы студенты не откупались. Плата за зачеты и экзамены по-прежнему жива.
Сегодня запрещена практика приема абитуриентов из «прикрепленных» школ. А выпускники обычной школы с результатами по ЕГЭ не готовы к учебе в вузе.
Если опять же обратиться к социологическим исследованиям, то почти 40% новоиспеченных студентов не умеют правильно распределить свое рабочее время. Половина первокурсников сталкивается с трудностями, вызванными новой формой организации учебного процесса. Они не умеют конспектировать лекции, работать с первоисточниками, обрабатывать большой объем информации и т.д. Треть студентов впервые покинули свой родной дом надолго. И они остро переживают разрыв с семьей. Около 10% молодых людей с трудом ладят с новым коллективом.
Еще больше учеба студента зависит от его интеллекта и способности к концентрации внимания. При снижении общего интеллектуального уровня, конечно, возможна компенсация за счет повышенной мотивации или работоспособности, тщательности и аккуратности в учебной деятельности. Но есть предел и снижению. И в этом случае студент просто не справляется. Не в силах. И никакой ЕГЭ ему не поможет.