В 2025 году Россия, Китай и Индия будут играть «абсолютно ключевую роль» в мировой экономике, говорят сегодня ведущие наши экономические стратеги. Поэтому в ближайшие 10–20 лет эти страны ждет просто взрыв спроса на профессиональных управленцев. Спрос на управленцев стабильно растет, подтвердили нам это предположение в Российской ассоциации бизнес-образования (РАБО), которая постоянно «мониторит» ситуацию на рынке бизнес-образования. Между тем в мировых рейтингах нет российских бизнес-школ. О них в мире ничего не известно. Тон задают в основном американские и английские бизнес-школы. (В топ-100 57 американских и 16 британских школ.)
Так какие бизнес-школы будут учить наших управленцев? Эксперты РАБО уверены, что признание российских школ – это дело каких-нибудь 5–10 лет. Аргументация проста. Школы-лидеры привыкли работать в странах с устоявшейся экономикой. Как удастся им удовлетворить постоянно растущий спрос слушателей из стран с нестабильной экономикой – вопрос остается открытым. По крайней мере их срок в России ровно до того самого времени, пока отечественные бизнесмены полностью не сформулируют свои запросы к бизнес-образованию с учетом растущей экономики страны. Пока большей частью идет лишь экономический ликбез. Но уже сегодня наши бизнесмены хотят идти дальше и требуют «адаптированных» программ. Международные программы западных школ хороши для поиска партнера за рубежом, для обрастания связями и нужными людьми. Но сегодня уже нужно большее. А дело рейтингования – это вообще дело «техники».
А пока в списках вакансий сегодня можно встретить строчку «желательно наличие бизнес-образования» или даже более конкретное требование к кандидату – «наличие степени MBA бизнес-школы из рейтинга 20 лучших программ мира». По-прежнему распространена такая практика, когда наши работодатели приезжают на ярмарки вакансий в ведущие зарубежные бизнес-школы, чтобы лично поучаствовать в поисках соискателя на ту или иную важную должность.
Вообще, отношение к отечественному бизнес-образованию у работодателей очень изменилось даже за прошедший учебный год, сказали нам в РАБО. Наши аналитики выделяют три сектора, где наиболее востребована сегодня МВА: финансовый, консалтинг, производители.
Есть еще одна любопытная вещь во «вкусах» наших работодателей: они, как и в случае с предпочтениями к выпускникам обычных вузов, отдают чаще свои голоса брендам вузов, чем рейтингам СМИ. Хотя бренд вуза не всегда означает именно качество образования в бизнес-школе. Бизнес-образование все-таки совсем уникальное образование, не устают давать комментарии представители РАБО. Ключевая фигура здесь – тьютор. Лариса Бендова, готовящая тьюторов в ЛИНК, уверена, что классические преподаватели вузов обладают теоретическими навыками ведения бизнеса и передают их через традиционные методики обучения. Но это неэффективно для обучения реальным управленческим навыкам реальных управленцев. Некоторые бизнес-школы (в том числе и ЛИНК) пошли по пути привлечения практиков, готовых поделиться своим опытом. «Но... оказалось, – говорит Лариса Бендова, – некоторые практики, обладая очень богатым успешным опытом, не способны его передать студентам. К тому же простая передача опыта – это примитивный способ обучения. Передача опыта на знаниевом уровне равноценна передаче теории. Вдобавок оказалось, часто успешные менеджеры, которые преподают в бизнес-школах, имеют свое мнение, которое, на их взгляд, является единственно верным. Навязывание своей точки зрения является также неэффективным».
Чтобы разом покончить с вопросами «соотношения теории и практики в школах бизнеса», в ЛИНКе приводят такой пример. В конкурсе на звание «Лучший студент программ MBA» (он проводится при поддержке всемирной Ассоциации MBA и считается одним из самых престижных) в прошлом году победил Барт Нолз. 41-летний голландский энтомолог Барт Нолз в возрасте 19 лет уехал в Кению и прожил там год в общине массаев, изучая редкие тропические заболевания. Там он решил посвятить свою жизнь поиску спасения от малярии. С 2006 года он преподавал в одном из европейских университетов. А занимаясь уже научной деятельностью, создал консультационное медицинское агентство, которое в режиме онлайн предоставляет необходимую информацию. Учеба на программе MBA (в Открытом университете) позволила ему открыть новый метод лечения от малярии и получить 2 млн. долл. на продолжение исследований в Африке.