Согласно последним официальным данным, численность безработных с высшим образованием в РФ составляет 524 тыс. человек (тремя годами ранее их было 632 тыс.). Безработных среди людей со средним профессиональным образованием гораздо больше – 978 тыс. человек. А среди людей только со школьным образованием безработных 1 млн. 687 тыс. человек. Это ли не факты в пользу выбора именно высшего учебного заведения?
Итак, молодое население выбирает высшее образование. Уверенно и верно и несмотря на большую рекламную кампанию властей за выбор станка профобразования. Не ошибается ли молодежь в этом своем выборе? Агентство Рейтер, созданное несколько лет тому назад по инициативе председателя совета директоров холдинга «Базовый элемент» Олега Дерипаски, провело недавно опросы первокурсников престижных вузов с целью выяснить, оправдались ли их надежды, связанные с поступлением в вузы. Первый вывод: в престижных вузах Москвы учатся дети родителей с высоким и средним уровнем доходов. (Этот вывод важен, видимо, для рассуждающих о равнодоступности столичного образования для всех слоев населения.) Подавляющее большинство московских первокурсников поступило в те вузы, в которые хотели. При отборе вуза большинство молодых людей руководствовались такими основными критериями: востребованность выпускников потенциальной альма-матер на рынке труда, престижность высшей школы, наличие интересующих специальностей, уровень преподавания. Любопытно, что по мере продолжительности обучения взгляды первокурсников на эти критерии несколько менялись. Порой на первый план выходили второстепенные. Некоторые факторы в пользу выбора того или иного учебного учреждения имели еще и ярко выраженный гендерный или социальный характер. Например, на комфортную обстановку в вузе прежде всего обращали внимание девушки и студенты из низкодоходных семей. Наличием же зарубежных программ интересовались прежде всего девушки. Общежития были важны лишь 18,5% студентов. Кстати, благодаря исследованию можно более четко представить себе масштабы покорения провинциалами столичных вузов. И... желание молодых девушек быть востребованными специалистами (или женами) за рубежом. Кстати, во времена Союза процент иногородних был несколько выше (примерно в среднем 35%). В общем, в течение года представления студентов о выбранном вузе и специальности начинали пусть и не резко, но меняться. И тем не менее фактор удачного трудоустройства после вуза продолжал оставаться решающим на протяжении всей учебы студента. Здесь хочется сделать одну ремарку.
Заместитель научного руководителя Высшей школы экономики Лев Любимов любит приводить такой пример. Мальчик из Зеленограда «средненько» окончил школу, поступил в Московский институт электронной техники, проучился там два года и в 19 лет был нанят в американскую фирму со стартовой заработной платой 65 тыс. рублей. Своим учителям он сказал: «Мне не нужны ваши программы, а нужны знания по конкретным темам. Много и сейчас».
В странах Запада сейчас превалирует такой подход к обучению, который никак не соотносится с требованиями традиционной системы образования. У нас масштабно – пока такого нет и не предвидится. Но, как и во всех странах мира, у нас любят поговорить о функциях образования в современном мире. Рост экономики любого государства раньше обеспечивался ростом труда и капитала, сегодня – ростом знаний. Для того чтобы в нее «прыгнуть», нужен «знаниевый подход», повторяют чиновники всех стран вслед за своими же президентами... Но вот какая вещь – одновременно с этим социологи в один голос говорят об инфантильности молодого поколения. Об отсутствии тех черт, которые свидетельствуют о личной готовности молодого человека к собственному развитию, развитию своего окружения и интересующих его областей жизни. Коррупция в образовании – это ведь не только страстное желание «могучей кучки» опытного населения больше заработать (реванш за нищету в прошлом), это неспособность подрастающего поколения искать оптимальные решения. Правовая система, перегруженная конфликтами, – это опять же не только происки проходимцев, это неумение «профессионалов» от юриспруденции сотрудничать и согласовывать законопроекты. Способность принимать решения относительно собственного будущего у молодых людей не столь ярко выражена, как это было даже 20 лет тому назад. И пример, который приводит Лев Любимов, конечно же, исключение... Поэтому и престижность вуза еще долго будет фактором, влияющим на выбор молодого человека. Пусть даже за этой престижной вывеской уже давно простой пшик.