В Москве состоялось заседание генерального совета Европейской ассоциации университетов дистанционного обучения. Эта организация объединяет в своих рядах уже 29 общенациональных консорциумов вузов из 24 стран мира. Через национальные консорциумы к EADTU подключено около 200 университетов и центров дистанционного обучения, в которых обучаются более 2 млн. студентов. Европейская комиссия выделила 2 млн. евро на обучение российских студентов в следующем году в Европейском союзе.
Как обсудили тему собравшиеся, информационные технологии помогают гражданам совершенствоваться и улучшать навыки работы европейцам в течение всей жизни. Этого требует и постоянно растущая европейская экономика. Дистанционное образование интересно еще и тем, что лояльно относится к возрасту студентов. Интересный пример: в Открытом университете Нидерландов обучаются 12-летние студенты. В Открытом университете Великобритании – 25 000 студентов до 30 лет. Дистанционно обучаются и более взрослые люди – так, по программам МВА Открытого университета Великобритании только в России обучаются 13 000 студентов. Для сравнения: в Открытом университете Нидерландов на дистанционке – 30 000 студентов, в Открытом университете в Хагене (Германия) – 50 000, в Университете Анадолу (Турция) – 1 200 000.
Вообще люди, мотивированные учиться, пытаются пройти обучение одновременно в нескольких европейских университетах. Студенты разных стран могут участвовать в онлайн-семинарах, осваивать с помощью интернета любой курс зарубежного университета, одновременно обучаться по курсам нескольких вузов. Если, разумеется, не существует барьеров на законодательном уровне.
«В российском законодательстве в области электронного обучения, мягко скажем, застой», – заявил на конференции президент Международного консорциума «Электронный университет», научный руководитель Московского института экономики статистики и информатики Владимир Павлович Тихомиров. – Именно отсутствие легализации в части использования технологий дистанционного образования – корень бед российского e-learning’а. Вся система лицензирования, аттестации и аккредитации высшего образования ориентирована на старые, традиционные формы обучения. Кроме того, устарели методы оценки качества образования. Мы в МЭСИ стремимся к тому, чтобы учебный контент обновлялся ежедневно. Естественно, что наши студенты не могут ответить на тесты, отображающие знания 10-летней давности».
МЭСИ – конечно же, не единственный вуз в РФ, который работает по дистанционке, но почти единственный, который работает в направлении дистанционного образования и e-learning, соответствуя требованиям Европейской ассоциации университетов дистанционного обучения.
Сторонники дистанционного образования утверждают, что этот вид образования станет чуть ли самым перспективным в XXI веке. Но идея учебы без преподавателя не очень приветствуется сторонниками классического метода обучения. Хотя и здесь технологии приходят на помощь дистанционному обучению. Общение с преподавателем можно осуществить, например, с помощью видеоконференц-связи. Слушатели и преподаватель видят друг друга на плазменных панелях точно так же, как если бы они находились в одной аудитории. Человек поднимает руку, задает вопрос, и преподаватель тут же на него отвечает, есть специальная камера, чтобы демонстрировать документы.
Для того чтобы начать учиться дистанционно в России, необходимо пройти вступительные испытания. Проводятся они с помощью электронных технологий, но в присутствии специалистов университетов. Зато целиком через интернет, в режиме видеоконференции, ведутся защиты дипломных проектов. Защита докторских диссертаций проходит исключительно в классическом режиме. Для сравнения: в Великобритании желающие получить высшее образование через интернет вступительных экзаменов не сдают. Для свободного использования доступны многочисленные открытые образовательные ресурсы, единственный минус – диплома после прохождения такого курса студент не получит.
Зарубежные гости поделились, как составляется содержание образования. Например, в Великобритании в этом вопросе диалог ведется между университетами и Академией наук, которая представляет государство. Специализированные, открытые, университеты самостоятельно разрабатывают содержание обучения. На конференции отметили, что университеты нового типа лучше понимают бизнес, чем традиционные университеты.
И, разумеется, признали, что русские университеты остаются пока неизученным полем деятельности. В сотрудничестве же с ними заинтересованы все.