В условиях демографического спада вузам придется набирать для обучения людей старшего поколения, заявил недавно заместитель министра образования и науки Владимир Фридлянов.
Как предполагает министерство, большую роль будет играть в образовании взрослых людей неформальное образование: например, курсы, тренинги, короткие программы, которые могут предлагаться людям на любом этапе образования или профессиональной карьеры. И министерство наконец-то заметило «спонтанное» образование, процветающее в России. Это – когда граждане стремятся к самообразованию в современной насыщенной культурно-образовательной среде. Для такого самообразования, по мнению замминистра, необходимо использовать традиционные музеи и библиотеки, школы, а также радио, телевидение, другие СМИ, активнее формировать образовательные интернет-ресурсы.
Надо признать, министерство немного запаздывает в своих советах и действиях. Неприкаянными взрослыми еще лет десять назад занялись «образовательные миссионеры» из-за рубежа, тоталитарные секты и просто предприимчивые люди, желающие заработать на тяге людей к просвещению. А сегодня курсы и тренинги растут, как грибы после дождя.
«Многие люди напоминают мне обезьян, которым показали ящик, наполненный бананами, – такими словами начинает свою вводную лекцию одна из зарубежных миссионерш, желающая просветить «темных» россиян. – В этом ящике маленькая дырка. Такая, что едва протиснуться в заветный ящик может только рука, а обратно с бананом – уже нет. Обезьяны часами сидят возле ящика, зажав в руках бананы. Так и вы с вашим грузом прежних парадигм. Не знаете, отбросить ли то отжившее, что мешает вам двигаться вперед, или так и остаться сторожить свой ящик с «бананами».
Далее еще около часа такой же напористой речи, убеждающей людей менять свой прежний образ мыслей, и приглашение к этой самой миссионерше на «научные семинары и занятия». Дама обещает обучить народ «согласно последним научным технологиям».
Затем к делу обрабатывания масс подключаются люди, уже окончившие эти курсы. Среди них неожиданно обнаруживается глава одного из подмосковных районов (не исключено, что и липовый). Интересно, кто оплатил этому главе курсы, после которых он отбросил свои «бананы»? Просвещение-то здесь недешевое. Три месяца – около тысячи долларов. Осторожно оглядываю людей, пришедших на встречу. Не бедствующие люди. Интеллигентные на вид. Только что они забыли здесь? Чего ждут? Новых знаний? Здесь если что и подхватишь ненароком, так только набор банальностей. Собеседников? Единомышленников?Неужели нет менее затратного способа? Возраст собравшихся – 35-55 лет. Самый неподходящий возраст для компаний, подбирающих себе сотрудников для работы. Возраст «лишних» людей.
После завершения сеанса (так и хочется сказать – сеанса гипноза) часть людей все-таки потянулась к столам записи. Проворные молодые люди взялись за «сбор урожая». «А у вас есть лицензия от Минобразования», – застаю я врасплох одного такого борзописца. От удивления (видимо, нечасто здесь задают такой вопрос) он теряется, пару секунд беспомощно озираясь по сторонам. Потом спохватывается и бодро говорит: «Да, конечно. Только обратитесь к старшему менеджеру».
Старший менеджер проясняет ситуацию: фирма оказывает консультационные услуги населению, а не образовательные. И все у них с бумагами в порядке. Вот, собственно, и все. Только зачем тогда консультацию называть образовательными курсами?
Тут уместно вспомнить о знаменитом народном университете имени Шанявского. Был такой до революции в России. Каждый жаждущий знаний мог прийти туда и бесплатно послушать лекции простых гениев эпохи. А читали там профессора Московского госуниверситета, знаменитые физики, математики, психологи┘ Сегодня «просвещением» народа занимаются полуграмотные «гуру», «срубающие бабки».
Как рассказал замминистра Фриндлянов, некоторые регионы уже проявляют активность в развитии образовательных программ с участием людей старшего и пожилого возраста. Чиновник привел в качестве примера Чувашию, где при общеобразовательных школах недавно открылись бесплатные компьютерные курсы для пенсионеров. Но, похоже, взрослых людей интересуют все же не только компьютеры. И предложенное второе высшее вузовское образование пока устраивает далеко не всех. Хотя сегодня есть уже и 70-летние студенты, это скорее исключение из правил. Взрослым не предложены качественные и недорогие образовательные услуги.
По мнению академика РАМН Бориса Величковского, все периоды улучшения общественного здоровья в нашей истории совпадают с повышением трудовой мотивации, с появлением возможности или даже надежды на лучшее. Сегодня утрата эффективной трудовой мотивации дееспособным населением России является главной причиной становления и развития хронического социального стресса. Особенно туго приходится мужчинам.
«То, что взрослые посещают такие курсы, свидетельствует скорее всего о их желании поскорей выйти из затруднительной ситуации с работой. Если курсы помогают им в этом, свою задачу они выполняют, – считает директор Центра социологии образования РАО Владимир Собкин. – Главное, чтобы при этом организаторы курсов, как и Остап Бендер, чтили Уголовный кодекс».