0
2185
Газета Образование Интернет-версия

21.02.2008 00:00:00

Инженеры в Болонском лесу

Леонид Волчкевич

Об авторе: Леонид Иванович Волчкевич - доктор технических наук, профессор МГТУ имени Н.Э.Баумана.

Тэги: вуз, модернизация, инженеры


«Кто там?» – «Двое инженеров и бакалавр с нами!»

– «Ладно, заходите в избу. А бакалавра поставьте в хлев, я ему сена подброшу». (Из студенческого анекдота.)

Русская инженерная школа (именно русская! Поскольку сложилась она еще в конце XIX века) имела высокий авторитет в мире. Она четко структурировала квалификационные уровни дипломированных специалистов через систему ПТУ, техникумов, вузов; каждая подсистема была функционально и методологически отработана. Так, в технических вузах ядром служили общеинженерные дисциплины, которые опирались на физико-математический фундамент и, в свою очередь, служили базисом любых инженерных направлений, обеспечивая органичную взаимосвязь теоретической и практической подготовки, широкий профиль специалистов.

Безусловно, сегодня учить специалистов, как и два десятилетия назад, неприемлемо. Но традиции русской инженерной школы позволяют модернизировать процесс обучения без его коренной ломки. Например, в сторону более раннего раскрытия индивидуальности будущих специалистов, используя богатейший опыт русских классических университетов. Вместо этого нам насаждают «Болонью».

Процессы европейской интеграции, разумеется, не могли не затронуть и профессиональную подготовку. Было выработано несколько концепций. Одна из них (подчеркиваем, не единственная!) выразилась в декларации, подписанной в итальянском г. Болонье (отсюда – «Болонский процесс», «Болонская система» и т.п.).

«Болонская концепция» предусматривает некую формальную унификацию, в том числе ликвидацию «инженеров» как категории специалистов, переход к многоуровневой системе подготовки («бакалавр»-«магистр»), оценку квалификации в неких «кредитах» и т.д. и т.п. И все это – только в рекомендательной форме! Время показало, однако, что ни одна из ведущих западных стран не пожертвовала самобытностью своей инженерной школы, были найдены и успешно применяются иные, «не болонские» методы интеграции. И только в нашей стране «Болонья» оказалась «манной небесной» для чиновников от образования.

Но самое главное – это бесконтрольная власть над вузами путем волевого, директивного установления соотношения «бакалавров» и «магистров», а следовательно – общей численности студентов и преподавателей. От этого напрямую зависит размер государственного финансирования того или иного вуза. Отсюда волевое насаждение двухуровневой «Болоньи». К сожалению, руководство многих вузов в свое время клюнуло на элементарную приманку – возможность увеличения срока обучения с 5 до 5,5 года (3,5 года «бакалавриата» и 2 года «магистратуры»), наивно полагая, что всех бакалавров будут переводить в магистры, что до некоторых пор и происходило.

И все же ведущие вузы страны, в первую очередь МГУ имени М.В.Ломоносова и МГТУ имени Н.Э.Баумана, резко возражали против предлагаемой системы, отстаивая разумную независимость. Двадцать четыре раза (!) Госдума РФ четвертого созыва возвращалась к Закону «Об образовании», пока не была достигнута окончательная победа чиновничьих интересов над национальными.

Согласно думскому закону, бакалавр должен получить такую же фундаментальную подготовку, как и магистр, и дипломированный специалист. Но, например, в МГТУ имени Н.Э.Баумана после четырех лет обучения, когда общий студенческий контингент должен делиться на «черненьких» и «беленьких», специальная инженерная подготовка занимает лишь 13%. В основном это – эрудиционные основы специальности, практически без профессиональных умений.

Между тем победившее чиновничество уже начинает рассылать по вузам такого рода директивы: после 3,5 или 4 лет 80% контингента выпускать бакалаврами, а на магистров учить не более 20%! В итоге уже через несколько лет мы получим целую армию молодых людей с дипломами о высшем образовании, но профессионально мало к чему пригодных. Ведь в иерархию «квалифицированный рабочий – техник – инженер» бакалавры не вписываются никак, это – «вставная челюсть». Не приведет ли такая ситуация к социальному взрыву в молодежной среде?

Опыт высшей технической школы показывает, что на выпускающей кафедре для полноценной подготовки необходим научно-педагогический коллектив в составе не менее 13–15 человек. Реальный штат кафедры зависит от объема учебных часов, а точнее – численности обучаемых студентов. Сейчас, при наборе на специальность двух студенческих групп и «моносистеме», эта численность в основном выдерживается (тоже опыт русской школы!). Однако с введением двухуровневой системы на старшие курсы кафедры ежегодно будут приходить не более 6–8 человек, штатную численность профилирующих кафедр придется урезать до 4–5 преподавателей. А это – профессиональная катастрофа, гибель множества сложившихся научно-педагогических коллективов, безусловная деградация отечественной инженерной школы.

Спрашивается, кому это очень-очень нужно?


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


КПРФ планирует удерживаться на волне советской ностальгии

КПРФ планирует удерживаться на волне советской ностальгии

Дарья Гармоненко

Иван Родин

От лица руководства партии Юрий Афонин пропагандирует разворот россиян к социализму

0
377
Памфилова загодя ставит вопрос о будущей избирательной системе

Памфилова загодя ставит вопрос о будущей избирательной системе

Иван Родин

Разделение Госдумы пополам между депутатами-списочниками и одномандатниками – это чисто политическое решение

0
438
Путин призвал закрепить уровни владения мигрантами русским языком с учетом нужд при трудоустройстве

Путин призвал закрепить уровни владения мигрантами русским языком с учетом нужд при трудоустройстве

0
302
Глава Республики Коми Владимир Уйба заявил, что покидает свой пост

Глава Республики Коми Владимир Уйба заявил, что покидает свой пост

0
324

Другие новости