Зима проверила на прочность программу «Школьный автобус». Оказалось, по-настоящему безопасных школьных автобусов мало, а подготовка ответственных за перевозку детей недостаточна...
Как сообщили ленты новостей, 24 января в Пышминском районе Свердловской области водитель школьного автобуса не предоставил право преимущественного проезда автомашине ВАЗ-2199. В результате легковой автомобиль врезался в автобус, который от удара перевернулся, его стекла разбились. Погиб 17-летний подросток, вылетев через окно автобуса, 15 человек получили различные травмы. Водителю школьного автобуса грозит до семи лет лишения свободы. 28 января произошла авария в Екатеринбурге: школьный автобус столкнулся с маршруткой «Газель», врезавшись в колонну, шедшую в сопровождении патрульных автомобилей. После удара об автобус маршрутка отлетела на тротуар, где сбила пешехода. В причинах этих аварий разбирается милиция. Но даже одного взгляда на картинку с места происшествия достаточно, чтобы понять – детей перевозят на обычном сельском автобусе.
С чего вообще начиналась вся эпопея со школьными автобусами? Речь зашла о сокращении школ в сельской местности. В стране 6 тысяч школ, где учится менее 10 учеников. Невыгодно государству стало держать малокомплектную школу... Есть, впрочем, и другие причины. Государство решило улучшить качество образования. И предложило детям из сельских школ посещать «школу будущего» с классами, оборудованными новейшими компьютерами. А главное – с толковыми учителями. Дело нужное. Придумали целую программу «Школьный автобус». А специалисты рассчитали, каким он должен быть. Чиновники объявили тендер. Остановились на нескольких моделях автобусов, объявив их безопасными. Кстати, если уж они, действительно, безопасны, то даже в случае аварии дети пострадать уже никак не могут. На закупку таких автобусов из федерального бюджета ежегодно выделяется 1 млрд. рублей. Автобусы передаются в собственность субъектов РФ.
По отчетам, в 2007 году за счет федеральных средств в регионы России были переданы 1390 таких школьных автобусов, в этом году будут направлены еще 1650, а до конца 2009 года планируется полностью обеспечить автобусами сельские школы.
Может, наличие и качество автобусов еще раз проверить? Проведенные ранее проверки, конечно, вынудили в некоторых регионах местное начальство решать вопросы безопасности перевозки. И во многих местах детей сегодня перевозят частично переоборудованные автобусы, например, с ремнями безопасности... Напрашивается простой вопрос: неужели сократив целые школы со штатным персоналом и выгадав таким образом в финансах, государство не может поставить им взамен настоящие школьные автобусы?
Кроме того, для школьных автобусов в сельской местности по-прежнему нет механиков, которые бы поддерживали техническую исправность транспорта. Директора школ не подтверждают наличие в штате механиков. Неисправность устраняют сами водители школьного автобуса. Кстати, водитель, выходящий в рейс, должен пройти медосмотр. Не факт, что это условие выполняется. Автобусы же передаются школам, и за организацию перевозки детей отвечают директора школ. Они могут и не знать всех тонкостей этого процесса перевозки. С учетом же и без того немаленькой директорской нагрузки они могут этими правилами и просто пренебрегать. Да и потом, где в экстренной ситуации найти на замену шофера категории D c зарплатой в 3-5 тысячи рублей, если прежний шофер не устраивает? А если уж на то пошло, должны ли вообще школьные директора всеми этими техническими вопросами заниматься?
Если брать во внимание богатый международный опыт, то там техническим обслуживанием автобусов, равно как и квалификацией персонала, занимается коммерческая фирма, с которой школа заключила контракт. (И у школы, кстати, есть выбор такой фирмы!) Фирма отвечает за транспортное средство и за водителя. И не каждого шофера допустят там возить детей, а только того, кто пройдет специальные психологические тесты и будет отвечать соответствующим психологическим характеристикам. И фирма будет спокойна за так называемый человеческий фактор. Понятно, что соблюдение всех этих тонкостей делает дороже проект «Школьный автобус». Но дети-то еще дороже!