Сегодня часто можно услышать, что в современной школе стало труднее работать. Это правда. И труднее и интереснее. Меняется время – меняются задачи и требования к процессу обучения и воспитания детей. Современная школа – это творческий коллектив, принимающий участие в проектной деятельности, профессиональных конкурсах различного уровня и направления.
Я понимаю, многих уже начинает раздражать само сочетание слов школьная «проектная деятельность». Но реалии таковы. Сегодня практически каждая школа, ищущая свое лицо, занимается именно проектами. Координация этой работы – сложная задача, требующая высокого профессионализма, новых идей, активной позиции по отношению к любым новым веяниям. Конечно, все эти нововведения – серьезные испытания для нас, директоров школ. Сегодня, как пишет пресса, Минобразнауки РФ предполагает не бросать директоров в путину нововведений, не обучив тому, как правильно действовать в новых условиях. Среди прочих навыков планируется обучить нас и тому, как привлечь дополнительные средства в школу. Но позвольте спросить, а должен ли школьный директор этим заниматься? Все-таки основной вопрос учебных заведений – это качественное образование. И наша школа делает, например, это очень хорошо. Школа должна учить, это ее главная задача. А должен ли директор или управляющий совет в школе решать вопросы привлечения спонсорских или еще хуже родительских средств на разнообразные нужды школы? Я думаю, это не должно входить в их задачи. Мы пока справляемся, нам помогает местное управление образованием. Но что будет дальше? Неужели все идет к тому, что новая система финансирования школы может поставить нас в такую ситуацию, когда школе придется «зарабатывать»?
Современная демографическая ситуация ставит школы в очень трудное положение. Идет процесс реструктуризации современной школы. Многие школы объединяются. И нам часто говорят о преимуществах такого объединения. Новая система финансирования, когда «деньги идут за учеником в школу», замечательно вписывается в эту идею. Но что будет с нами, школами индивидуального подхода к ребенку? Мы не можем брать большое количество учеников. Неужели остается все-таки «зарабатывать»?
Я против процесса «глобализации» на уровне школьного образования. Часто бываю в Англии и знакома не понаслышке с системой образования в этой стране. Я полностью согласна с их теорией, что каждый ребенок должен быть «отслежен». Школа – это не конвейер, не поток, дети требуют индивидуального внимания, решения всех вопросов качественного индивидуального образования. Не случайно люди платят порой деньги, обучаясь в частных школах с наполняемостью классов не более 10 человек. Я, как директор, знаю проблемы каждого класса, практически каждого ученика, имена всех учеников школы. Современная школа должна изыскивать возможности качественного обучения каждого учащегося, что совершенно невозможно при укрупнении школ. Если это не будет учтено в должной мере, «штучные» школы просто поставят на грань выживания.
Комфортная среда для учащихся и учителей, желание творчески взаимодействовать, развиваться, новые педагогические технологии, бережное отношение к традициям школы – непременные составляющие школы будущего. Можете ли вы представить себе такую школу – как школу-конвейер?
Опыт показывает, что при движении вперед лучший способ – не отрицать уже достигнутое, а опираться на него, используя все лучшее в новой практике при соответствии новым веяниям и требованиям. Так зачем наступать на старые грабли?