В этом году все выпускники обязаны сдать в форме ЕГЭ два экзамена: русский язык и математику. В первом полугодии уже проведены репетиционные экзамены. По ним вполне можно судить о том, какие трудности ждут выпускников и их родителей.
ЕГЭ по математике состоит из трех частей. В первой части ученик должен решить небольшой пример и выбрать из четырех вариантов ответа верный. Во второй – решить уравнение, задачу на проценты, геометрическую задачу и написать краткий ответ. Третья часть, где требуется решить пример и записать не только ответ, но и ход решения, сильно превосходит по сложности две предыдущие.
В экзамене по математике есть своеобразные ловушки, к встрече с которыми не готовит ни привычная контрольная работа, ни старый добрый учебник. Приведу пример. В дробно-рациональном уравнении два корня: 5 и –3. «Выпишите наименьший корень из возможных»,– гласит задание. Вы, конечно, хватаетесь за –3, но не тут-то было. Это число исключается, так как при нем знаменатель дроби равен нулю. Забыл исключить нули знаменателя – не получил балл, а задание сформулировано таким образом, чтобы ты непременно забыл.
Кроме того, на ЕГЭ нельзя проверить по справочнику формулы или значения функций. Это, безусловно, уровень абитуриента технического вуза, но не уровень выпускника, который собирается стать, скажем, учителем русского языка или актером.
С экзаменом по русскому языку дело едва ли обстоит проще. Первая часть проверяет знания выпускника в области фонетики, орфоэпии, орфографии, пунктуации. Именно теоретические знания, а не грамотность, которую таким образом проверить невозможно. Во второй части нужно ответить на вопросы о словообразовании, показать знание видов речи, типов предложений. Третья часть экзамена – мини-сочинение по прочитанному тексту. Требования к нему таковы: надо обозначить позицию автора, сказать, согласен ли ты с ней, и привести два аргумента в пользу своего мнения. Мне на двух пробных экзаменах достались отрывки об умении видеть красоту мира и о значении песен для времени, в которое они написаны. Без определенных способностей такое сочинение не написать.
ЕГЭ по русскому языку отвечает требованиям гуманитарного вуза, но человеку, поступающему в технический вуз, вряд ли необходимо знать теорию русского языка так хорошо. Конечно, человек, оканчивающий школу, должен грамотно писать. Но ЕГЭ проверяет грамотность в последнюю очередь.
Часто от талантливого в области технических наук человека можно услышать, что в школе гуманитарные предметы давались ему с большим трудом. Кто-то преуспевший на поприще искусства скажет, что всегда списывал математику у соседа. Но все эти люди окончили школу, получили аттестаты и продолжили образование в той области, к которой были способны. Бьюсь об заклад, что половина из них, если не больше, завалили бы ЕГЭ по непрофильному для себя предмету.
В прошлом году выпускник, получивший двойку за ЕГЭ, все равно получал аттестат, где по неудовлетворительно сданному предмету стояла отметка «три». Таким образом, у всех выпускников была возможность подать документы в институт. В этом году дело обстоит иначе. (Решение еще не принято окончательно, но об этом речь идет на всевозможных заседаниях по ЕГЭ┘) Не сдавший экзамен выпускник аттестата не получит и должен будет довольствоваться справкой «прослушал курс». Разумеется, с такой справкой ни один институт в сторону такого выпускника и не взглянет. Похоже, нас всех готовят именно к такому повороту событий. Сокращать количество студентов в стране будут эффективным и «безболезненным» способом. Конечно, осенью или на следующий год человек может попытаться пересдать экзамен. Имеет ли смысл эта пересдача в будущем? Если человек не освоил курс математики за семь лет учебы в средней школе, то каким образом он освоит его за год? Кстати, будут ли брать с такой справкой в колледж, если увеличится количество желающих туда поступить?
Кроме того, результаты ЕГЭ действительны лишь два года. Это значит, что, если в течение двух лет после окончания школы человек не поступает в институт, ему нужно пересдавать ЕГЭ. Если ты знаешь предмет, это не беда, но ситуация может быть и такой: девушка не сдала ЕГЭ, аттестат соответственно не получила. В этот же год она вышла замуж, еще через год узнала, что ждет ребенка. Вполне логично было бы родить, а через два или три года продолжить образование. Сегодня молодая женщина, попавшая в подобную ситуацию, фактически не имеет такого шанса. Ведь сдать экзамен по сложному для тебя предмету через несколько лет после окончания школы практически невозможно. Можно, конечно, поступить в колледж, но в этом случае ей придется учиться почти до тридцатилетнего возраста. Остается одно из двух: либо фактически отказаться от образования, либо отказаться от материнства. Разговоры о подъеме демографической ситуации в стране просто не имеют смысла, если потенциальную мать ставят в такие условия.
Если идея ЕГЭ и одобрена на всех уровнях, концепция единого экзамена явно недоработана: завышен уровень знаний на тройку, правила поступления в институт и выдачи аттестатов не слишком хорошо адаптированы к реалиям ЕГЭ. При проведении реформы нельзя останавливаться на полпути. Изменив правила получения аттестата зрелости, нужно изменить и все то, что связано с дальнейшей судьбой выпускника. Ведь возможно, наверное, выдавать аттестат без отметки по не сданному предмету или принимать в творческий вуз со справкой о том, что абитуриент прослушал курс школы.