Благополучная финская система образования подверглась испытанию оружием...
Фото Reuters
На прошлой неделе вооруженный мелкокалиберным пистолетом финский юноша Аувунен открыл огонь в школе Йокела в 60 км от Хельсинки. Жертвами убийцы стали пятеро учащихся. Преступник попытался поджечь здание, а затем застрелился. В интернете он назвал расстрел «протестом против системы»... Для небольшой Финляндии это стало большим потрясением.
Событие тем удивительнее, что на феномен финского образования в последнее время все чаще обращают внимание в мире. Особенно после обнародования результатов международного исследования образовательных достижений учащихся, проводимого раз в три года авторитетной организацией PISA (Programme for International Student Assessment). Именно финские школьники признаны сегодня самыми умными в мире!
За ними следуют дети из Гонконга, Кореи, Новой Зеландии, Канады, Японии, Бельгии, Макао. Кстати, что касается россиян, то они сегодня показывают результаты ниже среднего: 29-е место по математике, 24-е – по естественным наукам и 32-е – по грамотности чтения!
Впрочем, логично спросить, как проводятся эти исследования? Тесты направлены на решение ситуаций, взятых из реальной жизни. Образование в Финляндии ориентировано на то, чтобы дать ребенку универсальные навыки, как говорится, на все случаи жизни. Если в России школьный лозунг «Больше знаний!», то там – «Больше полезных знаний!» Финские дети со школьной скамьи реально представляют, например, что такое налоги, банки, справки. В школе учат, к примеру, тому, что если человек получает наследство от разных родственников, то ему придется платить и разные налоги. Если, решая математические задачи, наши ученики по-прежнему переливают воду из одного бассейна в другой или роют яму наперегонки с экскаватором (чего они наверняка никогда не будут делать в жизни), то финский школьник в это время вычисляет стоимость товара, который уценили сначала на 15%, а потом еще на 10%.
Возможно, наши задачи интереснее, способны формировать воображение, позволяют познакомиться с разными профессиями и даже посмеяться – помните, как Витя Перестукин из нашей любимой детской книжки получил в итоге полтора рабочих. А финны учатся быть грамотными потребителями┘
Впрочем, финны честно признаются, что многое взяли из систем образования Советского Союза и ГДР, когда-то считавшихся лучшими в мире, акценты они расставили по-другому. Помимо практичности знаний есть здесь много и других интересных моментов. Базовые принципы финской системы образования: индивидуальный подход в обучении, высокое образование учителей, централизованное управление и поддержка на местах. Говоря проще: культура, доверие и поддержка.
Чего стоит тот факт, что в финские школы не приходят инспекции, их просто нет! Здесь доверие – важная составляющая работы. А в наших школах идут бесконечные проверки, аттестации, к которым иногда готовятся по полгода, напрягая и без того уставших детей. Более того, в финских школах при переходе из класса в класс экзамены не сдают. Вопрос стоит так: либо готовить детей к экзаменам, либо к жизни. Стоит ли говорить, что у нас иногда все силы направляют лишь на то, чтобы достойно пройти эти испытания в конце года.
В Финляндии профессия учителя – одна из самых творческих и свободных. Это косвенно подтверждает тот факт, что в вузах на специальность «учитель», а особенно «учитель младших классов», самый большой конкурс (до 12 человек на место). Школьные учителя не занимаются репетиторством, у них просто нет в этом необходимости – зарплата и так достойная.
Кстати, как показали последние исследования Минобразнауки РФ, в России возросло количество детей, получающих экстернат. Дети и их родители считают бесполезным времяпровождение в старших классах школы. Более половины школьников совмещает учебу с посещением подготовительных курсов. Чуть менее трети школьников посещает платных репетиторов, не доверяя школе... В Финляндии же если ученик не успевает по какой-то дисциплине, то это просто долг школы – ему помочь. Для этого в штате учебного заведения даже существуют специальные педагоги, их обязанность – подтягивать отстающих. Здесь считается незазорным оставаться на второй год, особенно в старших классах. Подростки понимают, что к взрослой жизни надо готовиться серьезно, поэтому часто идут на это, чтобы закрепить школьные знания. Помогает в процессе обучения и особый менталитет финских учащихся. Например, здесь не принято списывать и подсказывать, а если дети увидят, что это кто-то делает, обязательно скажут учителю. Наше традиционное понятие «любимый учитель» для финских детей не понятно. «Что значит: нравится или нет? Я люблю предмет, а учитель – человек, готовый поделиться со мной знаниями. Как он может мне не нравиться?» – резонно ответит финский школьник.
В Финляндии сейчас модно много знать и быть начитанным (примерно как у нас в 60-е годы!). На сегодня юные финны признаны самыми читающими в мире! Правда, другая сторона медали – на улицах очень много подростков в очках. Государство тоже старается внести свою лепту в процесс воспитания детей с раннего возраста. Во всех музеях Финляндии есть развивающие программы. Словом, вместо окриков «руками не трогать» – занимательные игры.
Тем не менее,... мальчик взялся за оружие. Тревожный симптом для любого общества.