Какую роль играет государственный образовательный стандарт в жизни потребителей образовательных услуг? Приведу лишь самый простой пример. Многие граждане в какой-то момент сталкиваются с необходимостью перевода своего ребенка из одного учебного заведения в другое. И через несколько дней пребывания ребенка в новой школе ошеломленный родитель вдруг узнает, что ранее его чадо учили на другой планете... Школы сегодня в ведении муниципалитетов, вузы гордятся своей автономией. В этой ситуации полной свободы вдруг стало понятно, что федеральный образовательный стандарт просто необходим. Потом пошли споры, каким он должен быть. На этом месте мы пока и стоим.
Стандарт недавно обсуждали на круглом столе в ГД РФ. И опять – масса замечаний к одобренным еще в сентябре поправкам в законы «Об образовании» и «О высшем и послевузовском профессиональном образовании». Говорят, стандарт вызывает такое отторжение, потому что из него исчез региональный компонент. Именно он позволял регионам вводить часть предметов в школы по своему усмотрению. Например, так появились во многих областях РФ «Основы православной культуры» и «Краеведение»...
Теперь свое отрицательное отношение к процессу высказала еще и Общественная палата. Пресс-служба Высшей школы экономики распространила вчера заявление Ярослава Кузьминова, в котором высказаны замечания в отношении законопроекта Федерального закона № 448303-4 «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» (в части изменения понятия и структуры государственного образовательного стандарта).
Комиссия Общественной палаты по интеллектуальному потенциалу нации считает, что суть образовательных стандартов в равнодоступности качественного образования для всех. Поэтому и ресурсная составляющая здесь очень важна. Но этого нет в новом документе. А нет финансов – нет решения проблемы. На что, например, учебники к новому стандарту издавать?
Кроме того, по мнению Ярослава Кузьминова, в документе не определен сам предмет законодательного регулирования. Из текста законопроекта совершенно неясно, какие отношения между гражданами, государством, системой образования он регулирует┘ Документ должен был бы помочь разрешить споры, которые возникают при переходе учащихся из одного учебного заведения в другое. Не решает.
Общественная палата считает, что предлагаемый проект «┘ухудшает ныне существующее положение дел». В нем нет связи с профессиональными стандартами, которые уже давно обсуждает Минобразнауки РФ и Российский Союз промышленников и предпринимателей. Предлагаемый вариант подразумевает приоритетность образовательных программ над профессиональными. А это может оказаться губительным для всей системы профобразования.
Странно, считает Ярослав Кузьминов, что документ не разграничивает полномочия по формированию стандарта между федеральными и региональными органами управления образованием. И странно, что не прописано, кто будет проверять соответствие программ утвержденным стандартам. Получается, что учебное заведение само должно определять соответствие своей программы обучения стандартам.
«Я думаю, – приводит пресс-служба слова Кузьминова, – что если Общественная палата обратится сейчас к руководству Госдумы и правительству РФ с разъяснением своей позиции, то будет уделено более серьезное внимание подготовке текста законопроекта, ибо в нынешнем виде принимать его явно не стоит».