Молодые люди с книгой в руках рискуют оказаться в полном одиночестве, слишком узок их круг уже сегодня.
Фото Сергея Приходько (НГ-фото)
Конференция «Подросток и современное общество: права и обязанность» прошла в Большом Кремлевском дворце в рамках Международного фестиваля «БиблиОбраз-2007». Центр развития русского языка проводит фестиваль уже в третий раз. Организационный комитет, как и в прошлые годы, возглавила супруга президента РФ Людмила Путина. Высокий статус мероприятия подчеркнул приезд международных делегаций, возглавляемых супругами президентов разных стран.
В этом же году поддержать Людмилу Путину приехали первые дамы Азербайджана, Армении, Болгарии, Венгрии, Киргизии, Словакии и др. На фестивале прошло много интересных встреч, круглых столов, мастер-классов и семинаров. Особый интерес вызвала презентация сборника «Открывая друг друга». Благодаря международной акции с таким же названием организаторам удалось собрать в одну книгу литературные произведения авторов из разных стран. Весь тираж сборника, адресованного подросткам, передан сегодня в школьные библиотеки России.
Событием фестиваля стало уже названное выше мероприятие в Кремле. Первая леди не поднялась на сцену в президиум, а осталась сидеть в зале со всеми остальными участниками конференции. Происходящее ее явно интересовало. А разговор благодаря ярким спикерам получился любопытный.
Современную ситуацию с чтением в стране обрисовала Мария Веденяпина, гендиректор некоммерческого фонда «Пушкинская библиотека». Она рассказала об опросе, осуществленном совместно с Аналитическим центром Юрия Левады (Левада-Центр). По мнению социологов, подростковый возраст признается самым ответственным в процессе социализации личности. Поэтому центральными фигурами исследования социологов Левада-Центра стал подросток и попутно его родители. Роль подростка в культуре двойственна. С одной стороны, он традиционно выступает объектом воспитания. Поэтому в отечественной педагогической традиции и отводится ведущая роль воспитательной, социализирующей роли чтения. С другой стороны – современный подросток опережает во многих отношениях взрослых, являясь носителем новых культурных моделей, языка, моды, коммуникативных средств и технологий. Как справедливо заметила Мария Веденяпина, современная культура повседневности складывается во многих отношениях под влиянием подростковой культуры. Ярким свидетельством тому служат: язык «взрослой» части общества, сознательно и во многом демонстративно использующей подростковый сленг как знак собственной динамичности и «продвинутости»; широко распространяющийся подростковый стиль современной моды (джинсы, майки, мини-юбки); экспансия массовой литературы, эксплуатирующей для всех групп населения наиболее популярные подростковые жанры (приключения, детектив, исторический роман).
Сегодня, уверены исследователи, в обществе мало говорят о девальвации роли семьи в социализации подростка, что является результатом ряда процессов, происходящих в массовом сознании взрослого населения. Обрыв диалога подростков с родителями нарастает по мере взросления ребенка. Вместе с этим растет показатель конфликтов в семье, в том числе из-за расхождения во вкусах. Семья теряет свою роль в формировании образцов и идеалов, отставая от детей в освоении новых форм культуры.
Подростковая читательская культура становится по своей сути более закрытой «культурой своих». В итоге уход подростка в «свою» среду культивирует читательскую неразвитость и инфантилизм, делает его неспособным к переходу на «взрослую» ступень и поддержанию социальных и культурных традиций общества.
Школа никак не регулирует процесс чтения подростков. «Я хорошо помню, – сказал ректор Московского гуманитарного педагогического института Александр Кутузов, – как в 1993 году один из руководящих работников тогдашнего Министерства образования на все претензии к состоянию преподавания литературы в школе отвечал, что в Швейцарии, мол, люди вообще не читают ничего, кроме газет и красивых журналов, а зато как хорошо живут! А когда это глубокомысленное замечание не убеждало оппонентов, он цитировал статью 13-ю Конституции Российской Федерации, где записано: «Никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной». Согласно позиции тогдашнего руководства государство не должно вторгаться, а тем более руководить идеологическим процессом приобщения юных граждан к чтению. Что читать и как читать – это дело семьи. Кстати, именно в те времена родилась идея отказа от сочинения и замена его изложением. Сегодня же, по словам ректора Кутузова, мы недалеко ушли от той позиции.
Что можно изменить? Как заметила Людмила Путина на церемонии открытия фестиваля, прежде всего важно пробудить мотивацию ребенка к чтению. Ректор Кутузов предложил начать процесс с изменений в программе подготовки самих учителей литературы. Суть этих изменений – в замене литературоведческой парадигмы на культурологическую. Такой подход позволит ученикам искать в литературе, как классической, так и современной, ответы на вопросы, которые стоят перед ними сейчас. Тогда-то и изменится мотивация учебного процесса и ученику будет в равной степени интересна игра с писателем, как сейчас игра с компьютером.
Обсудив еще ряд социально-психологических аспектов темы и посетовав на сокращение часов на чтение в школьных программах, участники конференции сформулировали заявление, в котором призвали государство и общество «быть ответственными за соблюдение и реализацию прав детей и подростков на качественное чтение».