Сколько бы государство ни говорило о том, что для качественного обучения необходимы громадные экономические ресурсы, оно все же заблуждается. Все материальное – вторично для процесса образования. Более того, «цивилизационный мусор», вложенный в непросвещенные головы учеников, отвечающих лишь на вопрос «как?» и не ставящих перед собой вопроса «зачем?», может оказаться для общества не только не полезным, но и опасным, если, конечно же, учитель в своем диалоге не ответит ученику своевременно на все эти вопросы.
Поэтому и сложившаяся тенденция последних лет, которая привела к снижению роли учительского влияния на школьный процесс и на современную жизнь, подтверждает необходимость усиления внимания со стороны государства и общества к педагогу.
Уровень современных педагогических технологий и новые технические возможности превратили современного учителя в статиста. Мел и доска скоро уйдут в музей школы, а понятие «правописание» будет любознательными знатоками расшифровываться как «писание правой рукой». Голос учителя, спешно упаковывается в DVD- и CD-диски, и в ближайшем будущем за учителем останется лишь право произнесения «Здравствуйте, садитесь!» и «Урок окончен!».
Образование XXI века положит на полку истории учительские специальности в том виде, в котором они существуют сейчас. Педагогическим вузам уже сегодня из своих аудиторий необходимо убирать визажистов, юристов, экономистов, которых они представляли как прорыв в будущее современной школы. И заполнять аудитории новейшей современной техникой и студентами – будущими учителями, способными обеспечивать информационный процесс обучения учащихся и учить подрастающее поколение творчески мыслить и созидать.
А значит, нужно крайне усложнить условия поступления в педагогические вузы. Кроме того, необходимо закрепить за учителями статус государственных служащих, – вот уж если кто государству и служит, так это учителя. Так что эта мера поднимет не только роль и значение учительской профессии в обществе, но и государство в лице учительства сразу обретет свою естественную базовую основу, свой фундамент, из которого и должна произрастать общественная культура и формироваться будущая государственная власть. По крайней мере, в Германии учитель может выбирать: быть ему «свободным художником», или государственным служащим. У нас же выбора нет.
Может, стоит и принять закон об учителе. Я сейчас – не о социальных гарантиях для учителей. Этот вопрос так или иначе будет утрясен в нашей на сегодняшний день стабильно развивающейся стране. Важно привести в соответствие делегированные самой профессией общественные права и полномочия учителя с его профессиональной деятельностью. Обязанности у учителя есть, и он их исполняет, работает с родителями, защищает права детей, представляет их интересы в различных ситуациях, – а прав и полномочий никаких не имеет, они негде не записаны. Это и нужно исправить. Кстати, во многих странах этот вопрос тоже решен.