Одним из самых популярных приемов обучения бизнесу является деловая игра. Она относится к так называемым методам интерактивного обучения. Как рассказывают специалисты, для деловых игр характерны: наличие имитационной модели изучаемого процесса и активное взаимодействие всех участников при выработке и принятии управленческих решений.
Для игр требуются готовая модель конкретного процесса и преподаватель, способный организовать процесс. Уникальность метода – в интеграции теоретических знаний и практики их применения в ходе игры. Сам игровой характер данного метода соответствует особенностям ведения современного бизнеса, в котором сочетаются и технологии, и творчество. Еще до начала игры нужно выбрать тему, наметить проблему, решение которой должно быть найдено в ходе игры. Затем создается условная ситуация, имитирующая конкретную деятельность людей и их отношения. Тот, кто готовит ролевую игру, должен заранее определить роли, которые будут выполнять ее участники. На следующем этапе предстоит подготовить документацию, которой будут пользоваться участники игры, разработать систему поощрений и штрафов. Наиболее распространены игры, связанные с типовыми ситуациями продаж и переговоров, телефонными звонками, командообразованием, поведением при стрессовой ситуации. Чаще используются игры из специальной литературы (особенно западной) либо преподаватели отечественных школ бизнеса придумывают их сами. Ценят такой метод при корпоративном обучении. Игра вносит элемент соревновательности в процесс познания и способствует более быстрому освоению многих навыков.
Ректор института экономики и финансов «Синергия» Михаил Иоффе рассказывает, что большинство программ «Синергии» отличают универсализм и возможность в пределах действующих нормативных сроков обучения получить два диплома: отечественный (гособразца, лицензированный и аккредитованный Министерством образования и науки РФ) и международный – престижных бизнес-школ Европы. Обучение по таким уникальным программам очень помогает менеджерам в будущем. Вот как проходят деловые игры в университете Дарема, с которым «Синергия» уже несколько лет ведет совместные программы МВА. Слушатели школы-партнера Дарема моделируют ситуацию работы совета директоров крупных компаний. В течение года они должны принимать решения, определяющие политику компании в различных ситуациях. Это может быть нефтяной кризис и т.п. Каждый из директоров дает решение в рамках своей компетенции.
В Российской академии госслужбы в качестве форм обучения преобладают проблемные семинары, круглые столы, деловые игры, «мозговые штурмы», «кейс-стади», дискуссии, аутотренинги. Как отметил проректор по международным связям – директор МИГСУ РАГС при президенте РФ Андрей Марголин, корпоративные программы – сложное испытание для любой бизнес-школы, особенно при реализации ее для топ-менеджмента крупной компании. «С высоты пройденного нужно отметить главное в корпоративных программах: преподаватели учатся у слушателей в не меньшей степени, чем слушатели у преподавателей. Идет постоянный интерактивный диалог на высочайшем профессиональном уровне, и немногие преподаватели могут его выдержать, но, по мнению слушателей, мы справляемся с этой задачей».
Сами слушатели также высоко оценивают деловые игры. Вот как отзывается о своей учебе в ВШМБ заместитель директора ООО «Ситек» Надежда Глухова: «Наша жизнь – игра. Так говорят классики. А если это очень интересная и практичная игра с умными, открытыми, честными людьми? А если в каждой следующей игре обыгрывается новая ситуация спасения мира (пусть даже маленького)? И после победы одних и поражения других противники вновь оказываются друзьями. Вот это жизнь – скажете вы. Это фантастика! Нет, это реалии MBA».
Выпускник 2006 года Хо Тхань Минем, вьетнамец, который живет и занимается бизнесом в России вот уже более 10 лет, считает, что интерактивная учеба круто изменила его жизнь. «Когда я поступил в ВШМБ, у меня уже был 14-летний опыт работы в бизнесе, но сколько ошибок за эти 14 лет я совершил! – заметил он на встрече выпускников. – Но теперь я другой человек – это не значит, что я не сделаю ошибок (ошибки делает каждый человек), но теперь я знаю, что сделаю их меньше, потому что научился многое предвидеть. В ВШМБ меня научили стратегически мыслить, у меня выработался навык принятия успешного решения даже в условиях значительной неопределенности».
Владимир Пальцев, генеральный директор ОАО «Томскнефть ВНК», был слушателем РАГС и тоже отмечает интерактивные методы обучения. «Мы с моими коллегами уже год отучились по программе МВА «Антикризисное управление», разработанной Академией госслужбы для нас, – отметил он. – Можно сказать, перешагнули экватор. Можно подводить предварительные итоги. На мой взгляд, мы получили массу новых знаний и полезных навыков. Нельзя сказать, что весь преподаваемый материал был для нас новым, но знания были значительно обновлены и систематизированы».