Современный же взгляд на проблему таков: в результате запрета педологии и тестологии в России было искусственно остановлено развитие перспективного направления в области педагогических измерений и контроля. Возврат к исследованиям и разработкам в этой области произошел лишь в конце 60-х – начале 70-х годов. За это время другие страны – страны Европы и США – ушли далеко вперед в этой области, создав целую индустрию педагогических тестов и тестирования. Ущерб национальной системе образования в этом деле может быть сравним с ущербом от запрета кибернетики и генетики. Об этом говорилось на одном из заседаний Национального фонда подготовки кадров. Так что же такое педология и как ее понимают сегодня?
У истоков ее стояли такие известные теоретики и практики в области обучения и развития детей (ученые с мировым именем), как К.Н.Корнилов, М.Я.Басов, Л.С.Выготский, А.П.Болтунов, П.П.Блонский, Г.И.Россолимо, А.Р.Лурия и другие. Организационное оформление движения педологов состоялось в 1928 году в Москве. Тогда прошел их первый съезд. И педологи стали активно использовать в рамках проводимых ими массовых обследований школьников психологические и педагогические тесты. Одновременно в России стала развиваться и тестология – наука о тестах и тестировании.
Однако этот период в деятельности педологов и тестологов оказался коротким. В 1936 году вышло известное постановление ЦК ВКП(б) «О педологических извращениях в системе Наркомпросов». Оно положило конец исследованиям и любой другой деятельности в этой области.
Раньше о причинах запрета педологии говорили, что они идеологического характера. В указанном выше постановлении ЦК ВКП(б), в частности, утверждалось: «ЦК ВКП(б) считает, что теория и практика так называемой педологии базируются на ложнонаучных антимарксистских положениях. К таким положениям относится прежде всего главный закон современной педологии – «закон» фаталистической обусловленности детей биологическими и социальными факторами, влиянием наследственности и какой-то неизменной среды. Этот реакционный «закон» находится в вопиющем противоречии с марксизмом и со всей практикой социалистического строительства, успешно перевоспитывающего людей социализма». «Лженауку» закрыли как приносящую вред делу социалистического строительства.
Сегодня причину «закрытия» педологии исследователи видят несколько в другом. Ученые отмечают, что еще на заре существования своей науки педологи много и активно работали в школах, проводя массовые обследования. Эти исследования среди прочего выявили тогда низкий уровень обучения и развития детей. Не надо объяснять, что эти результаты входили в определенное противоречие к заявленным целям советской школы «как самой передовой в мире». Между тем с образованием в стране действительно не все обстояло благополучно. Да в принципе и не могло быть благополучно. При небывалом расширении сферы народного образования, вовлечении в его орбиту практически всего населения страна не имела кадров для такого массового обучения. Она только что перенесла потерю целого культурного слоя, значительная часть которого была уничтожена двумя войнами, революцией и эмиграцией. Уровень профессиональной квалификации педагогов был не слишком высок. Отсутствие достаточного количества педагогов в школах стимулировало их досрочные выпуски. Неграмотность скороспелых педагогов усугубляло отсутствие стабильных учебников и программ и т.п. Так что реальные причины запрета педологии и отмены всех форм контроля и оценки в школах в 20–30-е годы были в том, что тесты прямо указывали на неблагополучие в школьном обучении. Этого-то и боялись.