Повышение уровня оплаты труда педагогов будет проходить впредь через контроль качества за образованием. Случится такое уже с сентября этого года.
С 1 сентября начнет осуществляться идея оплаты учителю всех видов деятельности, которые он осуществляет, а не только его уроков. Произойдет это пока только в регионах – победителях нацпроекта. Далее модель будет реализована в остальных регионах. Напомним, что при существующей оплате труда тарифная сетка определяет ставку 18 часов в обычной школе и 20 – в начальной. И платят учителю фактически только за уроки. Чем больше уроков, тем больше денег. Новая система оплаты труда основана на том, чтобы включить в базовую часть оплаты труда в обязательном порядке максимально все, что он делает. Она будет стимулировать результативность учительского труда. Условно говоря, учителю будут платить не только за то, что его ученик успевает по предмету или хорошо сдает ЕГЭ, а еще и за то, что он участвует в огромном количестве дел, которые не связаны с учебой.
Фонд оплаты труда будет делиться на две части: базовую и стимулирующую. На поощрение профессиональной деятельности учителя в регионы будет направляться от 10 до 30% фонда оплаты труда в образовательной сфере, а распределяться эти деньги будут с учетом мнений школьных советов. Кстати, стимулирующий фонд труда есть уже сегодня во многих школах. Минобразнауки предлагает сегодня к распределению стимулирующей части обязательно пригласить школьные советы, куда входят и родители. И разъясняет, что сегодня большая проблема состоит именно в воспитании, выращивании, обучении этих самых школьных советов, потому что здесь тоже заложен определенный риск. Тем не менее подобные советы существенно исправляют ситуацию директорского беспредела.
Новая система оплаты труда определяет повышение доходов в разной степени: у тех учителей, которые проявляют высокую результативность, доход будет выше, чем у остальных. При такой системе сильные учителя могут повысить свой доход в 2–2,5 раза, уровень дохода не очень сильных учителей не снизится, и их заработная плата будет индексироваться в плановом порядке, но рост их доходов будет меньше, чем у тех учителей, которых признают результативными школьные советы и которые удачно пройдут аттестацию.
Раньше обязательным условием успешной аттестации было прохождение курсов повышения квалификации. И по словам учителей, сгодня эта «учеба» зачастую превращается в фикцию. Кстати, всего пару месяцев назад во время поездки в Курганскую область, я услышала от тамошних учителей: «Напишите, пусть что-нибудь сделают с переподготовкой учителей! Эта фикция выбивает нас как минимум на месяц из колеи. Бездумная трата государственных денег. Сами методисты-учителя мало что знают. Ставят нам галочку, что мы прошли переподготовку. Методисты – наши бывшие же однокашники, мы когда-то вместе учились в одной группе. Многие из них карьеру сделали по блату. Чему можно научиться у них? Лучше бы пригласили профессоров из университетов или учителей-новаторов из Москвы┘»
Виталий Гутман, министр образования Астраханской области, считает, что в его регионе благодаря переходу на отраслевую систему оплаты труда заработки сильных педагогов вырастут в среднем с нынешних 7 тыс. руб. до 15 тыс. При этом зарплата будет пересматриваться и утверждаться дважды в год. «Мы должны понудить к тому, чтобы педагог повышал свою квалификацию. Мы устанавливаем достаточно большую разницу между разрядами – 1,5–2 тысячи рублей. При этом изменяем процедуру аттестации, – рассказал он на конференции в пресс-центре «Известий». – В начале года на нашем сайте мы публикуем более пяти тысяч вопросов. Педагог заранее знает, что в определенные дни в определенном месте состоится экзамен. Он приходит, садится за компьютер, ему выпадает 25 вопросов. Он отвечает на них и отправляет файл в центр мониторинга, где он проверяется, и ему тут же выставляют количество баллов. Это в общем-то ЕГЭ для педагогов». Гутман считает, что родители и учащиеся должны участвовать в определении коэффициента качества. Технологически это проходит через управляющие советы. С 1 сентября его регион попробует отработать риски нововведения.