– Ольга Ивановна, вы знаете ситуацию изнутри. Как в вашем сообществе восприняли новый законопроект?
– Ситуация сегодня такова, что любой издатель смело берется за издание учебной литературы. И книжный рынок наводнен невероятным количеством некачественной школьной литературы. Желание заработать у отдельных лиц столь велико, что издаваемая ими литература вообще не проходит экспертизу. А штамп министерства «допущен» или «рекомендован» ставится произвольно. Литература не соответствует стандартам, страдает потребитель. При всей видимости огромного количества учебников сегодня выбирать практически не из чего. Это случилось из-за того, что многие годы издательства занимались переманиванием авторских коллективов. Одни и те же авторы в погоне за гонорарами, не слишком меняя содержание своих трудов, передавали свои опусы конкурирующим издательствам. И плодились в бесчисленном количестве учебники-близнецы. Далее вступали в дело личные связи издателей. По договоренности с главами регионов ненужные книжки миллионами экземпляров шли в глубинку и благополучно оседали там на складах. Если кто рискнет совершить экскурсию по местам «боевой славы» сегодня, то увидит горы нетронутой литературы, оплаченной налогоплательщиками, между прочим┘
Второй важный момент. Зачастую усилия «добросовестных» авторов были направлены на то, чтобы углубить содержание школьных учебников. В школьные книжки переходили целые главы из университетских пособий. Школьники не усваивали программу. Перегрузка плюс полная неразбериха в головах школьников – результат, который мы имеем сегодня. Некоторые авторы, мучимые совестью за советское прошлое или обиженные строем, начинали публично «каяться». В школьные учебники проникали материалы, место которым в монографиях и статьях. У нас появились учебники, в которых Великой Отечественной войне уделяется четыре параграфа, из них два – жизни населения на оккупированных фашистами территориях. Серьезные издательства, не первый год работающие на рынке книжной продукции, этого бы просто не допустили. Но новички, гонящиеся за прибылью, охотно покупаются на такие вещи. Поэтому я приветствую закон, который позволил бы урегулировать ситуацию на издательском рынке.
– Если закон будет принят, свободной конкуренции между издательствами наступит конец? Ведь все будут решать не тендеры, а «органы власти». А значит, не замедлит проявиться и коррупция...
– Опасность есть. Как осуществить экспертизу издательств – вот что должно занимать умы законодателей сегодня. Закрыть путь недобросовестным издателям, которые непрофессионально работают, можно только хорошо продуманными мерами. Сегодня издатель уже действует в определенных рамках. Он проходит санитарный контроль и получает санитарный сертификат. Должен получать сертификат и на качество своей продукции. Логичный вопрос: кто будет экспертировать? Чтобы поставить заслон коррупции, нужно поручить делать экспертизу независимой общественной организации типа Российского книжного союза. Удалось же РКС усадить за стол переговоров издателей и авторов, уговорить их подписать Хартию издателей, поставившую заслон черной конкуренции.
– Любопытно, что даже некоторые издатели расценивают неожиданную инициативу Госдумы в области книгоиздательства актом чистого лоббизма.
– Так не может думать издательство, которое видит и понимает ситуацию на рынке школьного книгоиздания сегодня. Многие издательства понимают, учебники не проходят реальную и всестороннюю экспертизу. Если здесь будет наведен порядок, многие издательства закроются сами. Почему? Кто сегодня проводит экспертизу? Российская академия наук и Российская академия образования. Нет педагога и психолога. Учебники не адаптированы под школу. Они не прошли апробацию. Почему? Потому что это долгий процесс. А издательства спешат, им нужна прибыль. Вот и появляются учебники, ломающие психику подростка. Могу напомнить проблему с учебниками истории. Сегодня вдруг модные авторские коллективы кинулись очернять все, что происходило с нашей страной. «Совесть» отдельных авторов обернулась надломленной психикой школьников. Наша страна не хуже любой другой, а молодой человек уверен, что он живет в ужасной стране┘ Что ему делать со всем этим?
– Большую роль в формировании личности ребенка играет учитель. Учебник учебником, а сам учитель на что?
– Учитель ведь тоже где-то должен взять материал. В больших городах есть библиотеки. А в глубинке? Помочь учителю может в этом случае только методическая литература. И здесь дело обстоит не лучшим образом. Бюджетных денег на ее издание не дают. Самим издательствам это производить невыгодно. Маленький тираж, и авторским коллективам соответственно это становится тоже невыгодно. Тем более невыгодно, потому что подбор материала для учителя всегда занимает больше времени. А что делать учителю? Он же не может просто пересказывать учебник. Дети не будут слушать. Мало знает учитель, нет мотивации к учебе у детей. А мы еще удивляемся, почему из школы у нас сегодня выходят недоучки. Хорошо еще, что в связи с нацпроектом – впервые за 15 лет – появились новые наглядные материалы. А то дошли до того, что учитель сам рисовал таблицы детям на бумаге. А регулировать все эти процессы должно государство.