Чтобы попасть сегодня на экзамен, необходимо пройти через несколько кордонов проверяющих.
Фото Евгения Зуева (НГ-фото)
Глава Рособрнадзора встретился с инициативной группой школьников, написавших в Живом Журнале (ЖЖ) открытое письмо президенту РФ, генеральному прокурору и министру образования РФ, в котором они выступили против ЕГЭ. Письмо школьники решились написать после того, как в интернете за 10 часов до начала экзамена по русскому языку были опубликованы задания с ответами. Пришедшие на встречу в министерство школьники из теперь уже бывшего 11-го класса центра образования № 170 г. Москвы настроены были весьма решительно. Прокурорским голосом требовали от главы Рособрнадзора рассказать им, каким образом задания попали в интернет. Вопрос задавали несколько раз – видимо, волнение мешало выслушать ответ чиновника до конца.
Честно сказать, вопрос этот мучает всех. Сколько раз даже сами журналисты покупали билеты по ЕГЭ у суетливых продавцов возле метро (вот и «НГ» пробовала), но ни разу никому не попались подлинники. А тут такое везение! Впрочем, Виктор Болотов уверен, что как раз везения-то и нет. Это заранее спланированная акция. И проведена она противниками введения ЕГЭ. Оппонент не был назван персонально – ведется следствие. Как считают в Рособрнадзоре, виновников все-таки вычислят: каждый секьюрпак имеет индивидуальный номер, как банкноты. Осталось лишь выяснить, кто имел доступ к пропавшему.
Свое долгое молчание после случая с утечкой заданий Виктор Болотов объяснил детям тем, что его ведомство ожидало результатов проверки экзамена. «Использование «шпаргалок» на статистику не повлияло, – заявил Виктор Болотов. – И мы приняли решение результаты по ЕГЭ не отменять». Председатель комиссии по русскому языку Ирина Цыбулько пояснила, что на статистические данные влияет много факторов: «Учитывается и общее выполнение каждого конкретного задания, и количество детей, которые писали в этом регионе, и количество детей, которые писали этот вариант, и сложность варианта┘ Вычисляется ряд дополнительных параметров: в каких школах учились ученики, какая у них специализация». Каждый статистический всплеск фиксируется как проблема, и по факту проводится расследование. К примеру, в прошлом году в 19 пунктах проведения ЕГЭ были отменены результаты экзаменов.
Школьники пришли на встречу, желая, по их собственным словам, чтобы такая ситуация больше не повторялась. Система не оправдала себя, на ЕГЭ можно списать, утверждали школьники: «Почитайте интернет, он забит такими примерами до отказа!» «Безопасность ЕГЭ по сравнению с другими экзаменами намного выше, – поддержал коллег из федеральной службы ректор Московского института открытого образования Департамента образования г. Москвы Алексей Семенов. – В системе ЕГЭ заложено много механизмов, которые будут работать против возможности списать». Ребята потребовали справедливого возмездия, им с отеческой заботой внушили, что требовать «крови» не имеет смысла. «Списывальщики», по словам Виктора Болотова, уже наказали себя. Они бездумно списали неправильные ответы и получили свои тройки. «Давайте лучше обсудим, как улучшить систему. Может, вы готовы в следующем году участвовать в ЕГЭ как наблюдатели?» – спросил Виктор Болотов. Но школьники предложили вариант «попроще»: по их мнению, самым простым способом контроля за ходом экзамена может стать обычная камера слежения, установленная в пункте сдачи ЕГЭ. И глава Рособрнадзора пообещал взять идею на вооружение.
На встрече был поднят, на наш взгляд, другой не менее важный вопрос. Школьник, пришедший на встречу, сдал ЕГЭ по русскому языку на 57 баллов. С такими баллами его не берет ни один престижный вуз. Прошлые годы показали, что многие вузы ставят очень высокую планку при приеме по результатам ЕГЭ, заметил Виктор Болотов. Корреспондент «НГ» посмотрел шкалу перевода баллов по ЕГЭ в оценки в этом году. Набранные школьниками баллы по литературе на едином экзамене переводятся по шкале Роcбрнадзора в следующие оценки: 0–36 баллов – отметка «2»; 37–55 баллов – отметка «3»; 56–66 баллов – отметка «4»; 67 и более баллов – отметка «5». Но многие московские вузы проходными баллами считали в прошлом году от 85 и выше. Как заявил Виктор Болотов, такими результатами могут похвастаться не более 5–7% абитуриентов. Не факт, что все они ринутся штурмовать данные вузы. Вузы делают это намеренно, чтобы набрать больше платных студентов. С учетом общей демографической ситуации (сегодня количество мест в вузах почти равняется количеству выпускников) все они рискуют не набрать студентов. Но есть и другая крайность. В региональных вузах, наоборот, берут абитуриентов с 37 баллами, а в некоторых негосударственных вузах – даже с 29 баллами (двойка). На днях министр образования и науки РФ Андрей Фурсенко предостерег ректоров вузов от такого шага, заявив, что двоечникам в высшей школе не место. В Рособрнадзоре прошло специальное совещание с председателями приемных комиссий на эту тему.