Кому-то из этих абитуриентов повезет поступить в МГИМО – один из вузов «золотой десятки», готовящих элиту страны.
Фото Евгения Зуева (НГ-фото)
Образование представителей нашей бизнес-элиты заинтересовало экспертов агентства РейтОР. Выборочная совокупность получилась на основе данных рейтингов «1000 самых профессиональных менеджеров России» за 2005 и 2006 годы, а также четвертого ежегодного рейтинга российских миллиардеров (500 человек).
Где же училась бизнес-элита? И какова перспектива данных вузов? По совокупным данным агентства, золотая десятка, где обучались сильные «карьеристы» страны, выглядит следующим образом: МГУ имени М.В.Ломоносова, МАИ (Московский авиационный институт), Финансовая академия, РЭА (Российская экономическая академия), Госуниверситет стали и сплавов (ГУ), МГИМО, Уральский государственный технический университет, Российский университет нефти и газа имени Губкина, МФТИ, МИИТ (Московский госуниверситет путей сообщения).
Если сравнивать с рейтингом элиты госуправления (см. «НГ» от 22.12.2006), то сразу бросается в глаза, что Санкт-Петербургский госуниверситет переместился со второго места в списке управленческой элиты на 13–18-е. Такое расхождение результатов объясняется преимущественной назначаемостью элиты госуправления по сравнению с выживанием бизнесменов в конкурирующей бизнес-среде. Тем не менее эксперты прогнозируют в ближайшее время перемещение СПГУ в первую пятерку вузов. Один из факторов – усиление корпорации выпускников вуза.
Средний год рождения 500 российских миллиардеров – 1961-й, а топ-менеджеров – 1957 год. Большинство – еще из советских престижных вузов, имеющих крепкие комсомольские организации. Партийная школа сыграла в судьбе большинства бизнесменов огромную роль.
Эксперты утверждают, что в ближайшие несколько лет МГУ сохранит за собой лидерство в формировании бизнес-элиты страны. У вуза сегодня новый статус – национальный университет. Сюда направлен приток финансовых средств, продолжают открываться новые факультеты. Среди факультетов первенство держит экономический факультет. Напомним, что МГУ в свое время окончили: председатель Наблюдательного совета компании «Базовый элемент» Олег Дерипаска, президент Альфа-банка Петр Авен, председатель совета директоров Никколо-М Игорь Минтусов, крупный акционер СК «Ингосстрах» Алексей Мамут и другие.
Что касается МАИ, то здесь картина несколько иная. В последнее время, отмечают эксперты, вуз сконцентрировался на коммерческой подготовке управленцев и экономистов. В ближайшие годы следует ожидать ухода МАИ из вершины рейтинга образования бизнес-элиты. И одна из важнейших причин – в МАИ отсутствует дееспособное сообщество выпускников. Среди выпускников МАИ: гендиректор концерна «Бабаевский» Артем Кузнецов, создатель «Вымпелкома» Дмитрий Зимин, владелец ОАО «Акрон» Вячеслав Кантор и другие.
Финансовая академия при правительстве РФ, напротив, имеет сплоченное сообщество выпускников, представляющих собой группу влияния в сфере управления государственными и корпоративными финансами. Кстати, отмечают эксперты, в последнее время четко обозначилась конкуренция между корпорациями выпускников, представляющих влиятельные экономические вузы и школы. Выпускники Финансовой академии – председатель правления Газпромбанка Андрей Акимов, экс-владелец «Норильского никеля» Михаил Прохоров, финансовый директор Банка Москвы Андрей Бородин и другие.
Общая ситуация настоящего времени – управленческие и экономические вузы демонстрируют устойчивый рост своих выпускников в среде бизнес-элиты при одновременном снижении числа представителей технических вузов. Но в самое ближайшее время и технические вузы, которые уже перестроились и получили дополнительное финансирование по государственным грантам, имеют все возможности для усиления своего влияния. Из перечисленных выше вузов в конкурсе инновационных проектов победили и получили дополнительное финансирование: МФТИ, МИИТ, Уральский государственный технический университет, Госуниверситет стали и сплавов.
Любопытно, что среди представителей бизнес-элиты около 20%, а среди бизнесменов – около 8% имеют кандидатские и докторские степени. Если сравнивать с аналогичными списками элиты госуправления, то бизнесмены менее заинтересованы в «остепенении», чем управленцы.