На парламентских слушаниях в СФ РФ обсудили проблемы учебной литературы. Еще одна попытка заострить внимание на механизмах госконтроля за качеством учебников и перспективах законодательного регулирования этого вопроса.
В малом зале Совета Федерации на мероприятии случился аншлаг. Сразу скажем, скучать не пришлось. Школьными авторами может смело заниматься сатирик Задорнов. Ему надо всего лишь взять учебник для третьего класса и прочесть вопрос домашнего задания: «Что такое тело природы?» Или найти ответ на вопрос в учебнике второго класса: «Какие органы выросли у человека за последнее время?» Про новые органы человека глава столичного департамента образования Любовь Кезина, которая, собственно, и отыскала приведенные выше перлы, ничего не знает. Поэтому считает, что школьным книгам нужно срочно пройти серьезную экспертизу. (Мы предлагаем начать с экспертизы главного органа самих авторов – головы!) Кроме того, Любовь Кезина уверена, что страна должна знать не только своих «героев», но и фамилию эксперта, который проводил экспертизу. Им не мешало бы тоже ставить свой автограф рядом с грифом допуска. Следует вернуть апробацию учебников и определить почетный круг отвечающих за это лиц, уверена Любовь Кезина. Аудиторию сразу же заинтересовало, а кто же сегодня персонально отвечает за экспертизу. Отвечающих оказалось много. Председатель Совета Федерации Сергей Миронов резюмировал: «Значит, никто!»
Самого Сергея Миронова настораживают в первую очередь учебники истории и, в частности, освещение в них темы Великой Отечественной войны. В некоторых странах, заявил Сергей Миронов, развернута активная кампания по пересмотру итогов войны и вкладу в победу над фашизмом советского народа. Ряд примеров пропаганды идеологии неофашизма просматривается и в некоторых современных школьных учебниках. Содержание учебников «не должно базироваться на политической конъюнктуре, уверен председатель СФ, они должны быть максимально деидеологизированы. Сергей Миронов предложил внести ряд изменений в действующее законодательство, касающихся контроля за качеством учебников. В частности, проводить экспертизу учебной литературы при участии не только ученых, ответственных за разработку учебников, но и представителей общественности и педагогов. Внести поправки в Налоговый кодекс РФ, предусматривающие снижение ставки НДС на учебную продукцию на электронных носителях до 10%.
Председатель экспертного совета, вице-президент Российской академии наук Валерий Козлов решил напомнить аудитории, что из 111 учебников 27 издательств, которые прошли экспертизу РАН, только 63% получили положительные отзывы, а 37% – отрицательные. Ректор Московского государственного педагогического университета Виктор Матросов утверждает, что, по оценке РАО, несколько больше учебников достойны положительных оценок, около 80%.
Между тем трудно не удержаться, чтобы не процитировать еще один отрывок, озвученный на слушаниях опять же Любовью Кезиной. Хрестоматия по литературе для пятого класса автора Т.В. Курдюмовой предлагает детям коллективно пересказать сказку (по ролям – надо полагать?). Детям придется пересказать (изобразить?), как приходят жеребцы из морских пучин на запах кобыл и выходят они на сушу и осматриваются┘ «Но никого не видят, и тогда они вскакивают на этих кобыл, и удовлетворяют этим свою мзду, и слезают с них, и хотят увести их с собой. Но кобылы не могут уйти с ними. Потому что они привязаны┘» А вот авторы школьных учебников в отличие от несвободных кобыл полную свободу от всего и всех уже давно обрели.