Профсоюз работников народного образования и науки РФ не может признать продуманным порядок и размер индексации зарплаты работников федеральных госучреждений на предстоящие три года лишь в соответствии с прогнозируемой годовой инфляцией. Об этом было заявлено на Всероссийском семинаре-совещании руководителей органов управления образованием и профсоюзных организаций работников народного образования и науки субъектов РФ в Сочи в конце апреля.
По мнению профсоюза, правительство не желает проводить начиная с 2008 года последовательное повышение заработной платы учителей, что грозит умножением числа работающих «бедных», нуждающихся в трансфертах государства. В таком случае, уверены профсоюзы, преподавательский корпус перестанет пополняться квалифицированными выпускниками, что неизбежно приведет к резкому обострению кадровых проблем в абсолютном большинстве учреждений. В результате не удастся повысить и качество образования. То есть, уверен профсоюз, речь идет фактически о замораживании оплаты труда на три года в бюджетных учреждениях.
Не устраивает профсоюз и изменения в Трудовом кодексе РФ, предусмотренные проектом федерального закона «О внесении изменений в ФЗ «О минимальном размере оплаты труда» и законодательные акты РФ, принятые ГД РФ в третьем чтении. Все эти действия приведут, по мнению профсоюза, к резкому снижению мотивации труда в условиях, отличающихся от нормальных. И могут привести фактически к сокращению дифференциации между простым трудом, не требующим квалификации, и трудом высокой квалификации. Принятый проект предполагает ограничение прав бюджетных учреждений на самостоятельное использование внебюджетных средств. И просто вынуждает бюджетные учреждения быстрее переходить в иной тип учреждений – автономные, в которых уже есть опасность снижения объема субсидарной ответственности государства в социальной сфере. Автономный тип учреждений профсоюз находит выгодным и эффективным лишь для крупных университетов и школьных учреждений. Остальные же останутся в ощутимом проигрыше. В настоящее время, напоминает профсоюз, зарплата всех «неостепененных» преподавателей вуза (это 45% профессорско-преподавательского состава) находится на уровне или ниже прожиточного минимума. Профсоюз считает, что уже в девяти субъектах РФ намечается тенденция установления прямой зависимости труда учителей от количества учеников в классе, что не может не вызвать социальную напряженность в обществе.
Опасений профсоюза не разделил присутствующий на семинаре глава департамента государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере образования Минобрнауки РФ Исаак Калина. «Не дай бог, – эмоционально заметил Исаак Калина, – если сложится такая ситуация зависимости зарплаты только от количества учеников в классе┘ Зарплата учителя должна зависеть от множества факторов┘» Пока профсоюзы бьются за повышение зарплаты, министерство предлагает школьным директорам перестроить свою работу. Особое место в обсуждении этой темы занял вопрос об аттестации директоров школ. По мнению Исаака Калины, нужны новые знания управления современной школой. «Невозможно защищать интересы учреждения на уровне выпрашивания чего-нибудь», – раскритиковал чиновник методы современных директоров. Аттестация директоров школ станет другой, пообещал он собравшимся на совещании директоров школ Краснодарского края. Школе нужен директор-менеджер, который обеспечит своему коллективу успех. И часть директоров, осознав, что не сможет перестроиться, должна уйти самостоятельно, считает Исаак Калина. Означает ли это, что директором школы может стать человек, далекий от педагогического процесса? Например, выпускник экономического вуза. Нет, педагогическое образование у соискателя пока никто не отменял. В связи с принятием нового закона о многоуровневой системе образования директором школы может стать выпускник магистратуры, заметил Исаак Калина.
Глава Департамента образования и науки Краснодарского края Михаил Астапов рассказал «НГ», что руководители школ края уже понимают, что одними бюджетными средствами не обойтись. Своеобразным рекордсменом из школ по привлечению внебюджетных средств стал город Сочи. Например, в лицее № 19 на один рубль, данный ему государством приходится столько же привлеченных самим лицеем средств (щедрость спонсоров, деньги за участие в проектах). Убедиться, как могут зарабатывать школьные учреждения, журналисты смогли при посещении центра профобразования № 59. Учащиеся довольно успешно занимаются изготовлением сувенирной продукции (Китай отдыхает!). Но это центр профобразования! Ему положено. А вот школа чаще всего вынуждена зарабатывать от нищеты. Получается, вместо оптимизации учебного процесса директора будут «оптимизировать» финансы? Хочется надеяться, что все-таки это временное явление, а не курс политики государства. Тем более что есть в этом и определенные риски... А если дух предпринимательства овладеет еще и педагогами?