Как заявил первый вице-премьер России Дмитрий Медведев на круглом столе по проблемам бизнес-образования, прошедшего в рамках Всемирного экономического форума, в России есть хорошие классические университеты, но нужны бизнес-школы нового поколения для создания бизнес-элиты, отвечающей современным требованиям. Среди этих главных требований к современному менеджеру Дмитрий Медведев выделил высокий интеллект, хорошую базовую подготовку, быструю реакцию на возникающие вызовы для принятия правильных решений и креативность. По мнению вице-премьера, управленцы, которые уже состоялись как успешные специалисты, должны участвовать в разработках учебных планов бизнес-школ и сами преподавать в них.
Однако национальный проект в сфере образования, начатый в прошлом году и предусматривающий создание двух бизнес-школ мирового уровня – в Москве (Сколково) и Санкт-Петербурге, неоднозначно воспринят в академическом сообществе. Проект радует тем, что стимулирует лучших, и одновременно вызывает беспокойство у ряда ректоров, а не перебегут ли в новые школы кадры из уже сформировавшихся школ.
Как заметил «НГ» глава Российской ассоциации бизнес-образования (РАБО) Леонид Евенко, согласно последним исследованиям ассоциации, лицензию Минобрнауки сегодня имеют более 70 бизнес-школ. Но всего 14 учебных заведений из них, включая АНХ (внутри которой еще 12 заведений реализуют программу МВА), имеют набор слушателей свыше 50 человек. АНХ выпускает самое большое количество – 1370 человек в год. Еще 7 или 8 школ – от 20 до 50 слушателей в группах. 8 школ имеют совсем маленькие группы. И под силу программы МВА только крупным вузам. «Мы даже удивились, что, несмотря на то что лицензия есть сегодня у очень многих школ, только около 30 школ реализуют программы МВА и из них – только половина в нормальном объеме». Все это свидетельствует, по мнению президента РАБО, о том, что страна в самом ближайшем времени столкнется с острой проблемой дефицита высококвалифицированных менеджеров. Так что выход, по мнению президента РАБО, нужно искать срочно. Сегодня эту проблему частично снимает президентская программа переподготовки профессиональных кадров. Некоторые вузы для привлечения к себе слушателей называют ее «мини-МВА».
Но это не совсем правильно, считает Леонид Евенко. Как сказал «НГ» глава РАБО, президентская программа переподготовки кадров – это дженералистская программа, короткая по формату и чем-то похожа на МВА. Но это – не МВА, и эффективность ее ниже, чем классической программы. Если МВА должна вывести человека на уровень профессионального менеджера, то «мини» – всего лишь введение в профессию менеджера. В президентской программе переподготовки нет таких компонентов, как работа над проектами, тренинги и многие другие сопутствующие вещи. «И то, что в рекламных релизах используется название «мини-МВА», – подчеркнул Леонид Евенко, – это трюк, причем трюк нечестный. Настоящая МВА – это свыше 1000 часов занятий, а по новым требованиям и все 1500, причем добрая половина этого времени – самостоятельная работа, а «мини» – не более 500 часов».
«Вся драма бизнес-образования в том, что никто у нас не аттестует образовательные программы, – сказал «НГ» декан ФИТБ АНХ Владимир Зинов, – школы и специальности – да, а программы – нет. И даже сами школы аттестуют по формальным признакам. В результате и претензий к качеству образования предъявить, собственно, и некому. Мы пробиваем сегодня идею аккредитации образовательных программ, но процесс идет с трудом. А общественный совет, который бы занялся такой аккредитацией, безусловно, нужен. Совет, куда вошли бы практики-работодатели, представители власти, науки и образования. Мы занимаемся сегодня доработкой профессионального стандарта менеджмента инновационной деятельности, но даже нам сегодня не хватает диалога с работодателями».