Наше высшее образование ожидают большие перемены. Недавно на коллегии Минобрнауки РФ одобрены «в принципе» новые стандарты профобразования. Из хода их обсуждения стало ясно, что количество специальностей сокращается, вузы получают большую долю самостоятельности в праве выбора образовательных программ, а академическая нагрузка студентов уменьшается с 54 часов в неделю до 45 часов, с тем чтобы оставить время молодым людям на практику.
В России пока сохраняется привычный многим специалитет (5 лет), только количество специальностей по пятилетнему сроку обучения сокращается с 300 до 130 наименований. Степень бакалавра будет соответствовать первому уровню образования, а специалиста и магистра – второму. В Госстандарте зафиксировано, что основное внимание следует уделять компетенциям выпускника, то есть тому, что студент «должен знать на выходе из института». Таким образом, вузы сами вольны выбирать, в каком объеме и что давать. Кстати, в советские времена вузы имели право свободно распоряжаться не более 10% образовательной программы, до недавнего времени – 20–40%, а с переходом на новый стандарт образования предполагается, что этот процент будет доведен до 70.
Сколько студентов пойдет в аспирантуру, сколько останется с образованием бакалавра, пока неясно. На коллегии прозвучало, что магистрантов будет не больше 15–20%, потому что именно такое их количество реально востребовано экономикой сегодня. На каждого специалиста (человека, генерирующего идеи) ныне требуется 3–4 бакалавра, которые бы обеспечивали то, что придумано. Впрочем, буквально несколько дней назад министр образования и науки РФ Андрей Фурсенко заявил, что в развитых странах считают стратегически важно заложить в стандарт, чтобы магистров было на 20–25% больше того, что диктует экономика. В ходе дальнейшей работы над стандартом предполагается четко оговорить, что человек, не завершивший свое образование на «специалитете», не может называть себя бакалавром, потому что это разные типы программ. В ходе обсуждения пришли к необходимости сокращения числа специальностей. Сегодняшнее многообразие не способствует качеству образования.
Но сомнения в целесообразности столь резкого сокращения численности специалистов и магистрантов остаются. «Растеряем кадры, потом будем ввозить из-за рубежа, – заявляет ректор МГУ имени М.В.Ломоносова Виктор Садовничий. По сути, проблема носит стратегический характер и поэтому должна быть рассмотрена президентским Советом по науке, технологиям и образованию, уверен Виктор Садовничий.
Напомним, что бакалавриат присутствует в нашем образовании с конца 90-х годов прошлого столетия, но так и не прижился. Его уничижительно называют в народе «неполным высшим образованием».
И все же, как заметил «НГ» министр образования и науки РФ Андрей Фурсенко, понимание, что бакалавриат – полноценное высшее образование, – уже есть и выпускники его востребованы. Например, представители авиастроительного концерна готовы принимать молодых бакалавров, потому что им легче их доучить, чем потом переучивать. «Тезис о неприятии бакалавров иногда искусственно раздувается, – сказал Андрей Фурсенко «НГ», – давайте вспомним, что еще 20 лет тому назад по многому количеству специальностей, которые сегодня востребованы, учили всего 4 года. Потом в силу экономических причин (появление военных кафедр в вузах и второй иностранный язык) срок обучения увеличили еще на год. Тогда был экономический резон, сегодня при переходе на нормативное финансирование, думаю, часть проблем, связанных с этим, уйдет».