В школе скоро появится новый предмет «Мировые религии». «НГ» взяла интервью у автора этого курса, директора Института всеобщей истории РАН, академика Александра Чубарьяна.
– Александр Оганович, расскажите, пожалуйста, что это за новый предмет «Мировые религии»?
– Наш авторский коллектив два года работал над учебным пособием «Мировые религии». Предмет сугубо светский, рассматривает, что такое религия вообще, какое место она занимает в истории человечества и в жизни каждого человека. Учебник знакомит школьников с шестью основными религиями и христианскими конфессиями: православие, католицизм и протестантизм, ислам, буддизм и иудаизм. Естественно, христианству уделяется в нем значительное внимание. Помимо образовательной части здесь присутствует и некий воспитательный момент. Предмет призван воспитать в молодом человеке толерантность, терпимое отношение к верованиям других людей. Все это важно, поскольку страна наша – многоконфессиональная. Есть в учебнике и раздел, который рассказывает об атеистах, о взаимодействии наук, вер и знания. Учли мы и такой момент, что дети ходят в музей. Они видят картины на библейские сюжеты и их часто не понимают. Наш учебник поможет им в этом разобраться.
– Помнится, на прошлых Рождественских чтениях министра образования и науки РФ Андрея Фурсенко освистали при упоминании им предмета «Мировые религии». Как выглядит ситуация сегодня?
– Мы послали рукописи учебника в представительства всех конфессий и получили большое число замечаний. Большинство из них мы учли. И после вторичного письма исправленные тексты получили в основном положительные отзывы. Представители Православной энциклопедии даже согласились на то, чтобы мы включили упоминание об их рецензии в предисловие к нашей книге.
– Сегодня, кажется, Патриархия хочет иметь еще и учебник «Основы православной культуры»┘
– Мы не рассматриваем наш учебник как некое противопоставление предмету «Основы православия». Здесь уместно провести сравнение с предметом «История» в школе. Ученики изучают «Мировую историю» и «Историю России». В нашей школе есть еще такое понятие, как «региональный компонент». Он позволяет по желанию родителей, школы, местного органа образования вводить или усиливать тот или иной предмет. Если есть желание у региона усилить аспект православной культуры, почему бы им не разрешить это сделать.
– Речь идет даже о том, что уроки православия должны вести воцерковленные учителя┘
– Не надо драматизировать этот момент. Школа приглашает к себе на встречи разных интересных людей, в том числе и служителей церкви. Но имея при этом в виду, что наш предмет «Мировые религии» он должен вести в светском действии принципа.
– А в школах Кавказа захотят усилить компонент «Основы ислама»┘
– А почему бы нет? Многие же там живут, следуя исламским традициям. Но опять же важно соблюдение в школе все того же принципа: религия должна даваться как часть мировой культуры и должна предусматривать расширение представлений школьника о ней.
– Не рискованное ли вообще это мероприятие? Не вызовет ли все это национальную рознь?
– Наш учебник этому не может способствовать. Но риск заложен в преподавании любого предмета. Школа – вообще сложная материя. Возьмите преподавание таких дисциплин, как история. Не зря сегодня бушуют такие страсти. В идеале учебник истории должен быть без пристрастий. Но это же невозможно. Субъективизм заложен уже в самом подборе фактов. Есть автор, есть мнение родителей, есть личность учителя, СМИ, наконец, и интернет, сами дети. Дети получают информацию, у них есть свое представление о событиях. Из любого предмета можно сделать идеологическое предприятие, если спекулировать на этом деле. Школа, на мой взгляд, должна выполнить две миссии: дать человеку знания и научить его мыслить. Применительно к предмету «Мировые религии», замечу, что наши ученики изучают историю мировых религий в курсе «История» уже сегодня, но изучают лишь попутно. Новый предмет эту нишу может восполнить.
– На каком этапе находится новый школьный курс «Мировые религии» сегодня?
– Сегодня уже есть договоренность с правительством Москвы на апробацию учебника «Мировые религии» в ряде школ. Эксперимент пройдет и в других регионах. После апробации вопрос о преподавании данного предмета еще раз всесторонне рассмотрят и обсудят в министерстве. А затем примут решение.