Психологи уверены, школьная форма дисциплинирует ребенка.
Фото Евгения Зуева (НГ-фото)
Вопрос о школьной форме, как оказалось, самый непростой. Недавно в Великобритании из-за нее разгорелся скандал. Министерство образования Великобритании запретило учителям отправлять домой детей, внешний вид которых не соответствует установленным правилам, предложив взамен исключать их из школы, сообщила на прошлой неделе британская газета «Дейли телеграф».
Постановление министерства связано с инцидентом, когда руководство одного из учебных заведений отправило домой несколько учеников, в том числе 12-летнюю девочку, явившуюся в школу с накладными ногтями, и ее 15-летнего брата, сделавшего себе экстравагантную прическу... Столь жесткое заявление напугало общественность. И в настоящее время в Британии действует свод правил Минобразования, согласно которому учителя должны «рассмотреть и деликатно попытаться установить» причины, по которым ученик нарушает правила. Если же нарушения становятся злостными, то учеников, согласно документу, необходимо исключать из школы.
Не только в Великобритании, но и во многих других странах вопросу форменной одежды придают большое значение. В Японии, например, школьник младших классов может ходить в чем угодно, но обязательное общее требование – особый рюкзачок за плечами, одинаковый для всех. В средних и старших классах – все наоборот. Школьная сумка может быть любой, но обязательным условием остается единая школьная форма. Так что напоминанием о разнице в социальном положении родителей может быть разве что обувь┘ И то – очень слабым. Зато ничто не отвлекает молодых людей от учебы, потому что в старших классах школьники «пашут» от зари до зари. А в Америке носят форму не только в школах (администрация самостоятельно определяет фасон одежды), но и в детских садах.
И похоже, в России начинают тоже подумывать о школьной форме всерьез. Уже на этой неделе пришло сообщение о решении пензенских властей ввести школьную форму. Если все пойдет гладко, то юные жители Пензы уже в следующем учебном году будут щеголять в новой форме. Решение вызвано, видимо, тем, что молодые люди зачастую путают школьный класс с подиумом. Как свидетельствует история, в России красиво одеваться любили всегда. Но ныне даже законодатели мод, равно как и психологи, советуют остановить модный школьный «беспредел». Впрочем, как показали социологические исследования, проведенные в прошлом году, безусловно «за» школьный костюм выступили 33% родителей, а скорее «за» – 31%. И только 10% опрошенных категорически высказались против формы в школах. Руководитель отдела социальных исследований ВЦИОМ Елена Пахомова, комментируя эти данные, заметила, что чаще всего не видят преимуществ в школьной форме именно молодые родители.
Между тем школьная форма в России имеет давнюю историю. Еще в знаменитом Смольном институте (Воспитательном обществе благородных девиц) каждому возрасту было приписано носить свой цвет платья: для воспитанниц 6–9 лет – коричневый (кофейный), 9–12 лет – голубой, 12–15 лет – серый и 15–18 лет – белый. Парадные платья учениц шили из шелка, а в обычные дни девушки носили платья из камлота, выписываемого специально из Англии. Существует предание, что костюмы учениц придумала сама императрица Екатерина II.
В 1834 году был принят закон, утвердивший общую систему всех гражданских мундиров в империи. В 1896 году появилось положение о гимназической форме для девочек. В 1918 году с приходом новой власти декретом «О единой школе┘» форму для учащихся отменили: ее признали наследием царско-полицейского режима. Лишь после Великой Отечественной войны, в 1949 году, в СССР была введена единая школьная одежда.