Как свидетельствует статистика, число обучающихся взрослых в России постепенно растет. Согласно последним данным Высшей школы экономики, образование взрослых уже стало для нас «осознанной необходимостью», у нас учатся сегодня 10,1% взрослых людей. Это означает, что мы шагаем в ногу с мировой тенденцией, ведь в докладе Европейского совета о тенденциях развития стран Европейского сообщества до 2010 года говорится о том, что современный человек должен учиться всю жизнь. Сам термин «непрерывное образование» впервые был использован в 1968 году в материалах ЮНЕСКО. ЮНЕСКО признала его основным принципом («руководящей конструкцией») для нововведений или реформ образования во всех странах мира.
Что касается России, то идею непрерывности образования у нас опробовали еще в 1917 году, когда только формировалась новая система образования. Тогда уже стали появляться новые виды образовательных учреждений, в том числе и для образования взрослых, и для повышения квалификации работающих.
Новый виток своего развития концепция «обучения через всю жизнь» обрела в ведущих западных университетах в 80-х годах прошлого столетия. На этот раз она получила название «пожизненного образования». Термин такой (как бы угрожающе ни звучал он в переводе на русский язык) предусматривает не что иное, как постоянное совершенствование в своей профессии. В СССР к концу 80-х тоже оформили свою «Концепцию непрерывного образования», которая рассматривала «стимулирование продвижения к более высоким ступеням и уровням образования наиболее способных, лучше подготовленных, активно работающих над своим совершенствованием членов общества».
Сегодня, согласно официальным данным, 10% взрослых людей в странах Европы повышают свой образовательный уровень. Больше всего обучающихся взрослых в Швеции, Германии, Финляндии. «Плановая» же цифра – это 12,5% обучающегося взрослого населения. Но это все в перспективе.
В России наибольшую склонность к наукам проявляют лица с незаконченным высшим образованием (48–51%) или с послевузовским образованием (аспирантура, ординатура, адъюнктура, докторантура), их 29–32%. Должностной статус и род занятий обучающихся повлиял на стремление людей к обновлению знаний. Особый интерес к учебе замечен у руководителей подразделений и предприятий, а также их заместителей. Как ни странно, эта заинтересованность в центральных городах субъектов РФ оказалась даже чуть выше, чем в Москве и Санкт-Петербурге.
Какова мотивация взрослых, упорно стремящихся снова сесть за парты?
Согласно данным ФОМа и Высшей школы экономики, по этой тематике, доля тех, кто учился просто из интереса, без какой-либо производственной необходимости, довольно низка даже среди пенсионеров. Более половины респондентов стремились к образованию, чтобы лучше удовлетворять требованиям уже имеющейся у них работы. Для тех, кто ищет новую работу, мотив заработка оказался выше, чем мотив интереса. Среди безработных озабоченными учебой оказались только 6% общего числа учившихся. Бизнесменов среди «учеников» всего 3%. Среди тех, кто учился для своей работы, самая многочисленная группа (82%) – это люди в возрасте 51–60 лет, на втором месте (76%) стоит группа лиц пятью годами младше. Свой уровень образования после учебы не повысили 67% людей. То есть эти люди просто приобрели новую специальность. А повысивших уровень своего образования – 32%. Смена специальности без повышения образования – в основном удел молодых людей. Переподготовку же проходили люди постарше, в возрасте от 41 до 60 лет. Специальности, пользующиеся повышенным спросом у взрослых людей, это экономика и управление, здравоохранение, гуманитарно-социальные, информатика, строительство и архитектура.
Данные мониторинга «Экономика образования» показывают, что больше всего москвичи потратились на второе высшее образование. Значительные коррупционные траты выявлены при учебе москвичей в вузах. А практика покупки свидетельств о прохождении переподготовки широко и повсеместно распространена.
Эти же исследования говорят о том, что в 75% вузов есть сегодня программы второго высшего образования. И если сравнить с данными прошлых лет, то количество вузов, осуществляющих такую подготовку, растет.
Московские вузы, по сравнению с вузами других городов, больше ориентированы на теоретические знания (а значит, именно на второе высшее, магистратуру, аспирантуру, докторантуру). Уклон в профессиональную сферу интересен региональным вузам, где смычка бизнес–вуз проступает еще более явственно. Дипломом менеджера чаще всего обзаводятся руководители мелких и средних предприятий, научное направление выбирают в основном люди публичные: политики, депутаты, журналисты, руководители общественных движений и организаций. По крайней мере число желающих иметь «степень», особенно в нашей властной элите, тоже только растет год от года. Впрочем, сегодня все чаще стали показывать в новостных программах и телерепортажах центры дополнительного образования (региональные и московские), внедряющие образовательные программы для людей пенсионного возраста. Пенсионеров приглашают на учебу, с тем чтобы после краткосрочных курсов они смогли работать в детских домах творчества.