Ни одно мероприятие модернизации образования не вызывает столь ожесточенной дискуссии в обществе, как Единый государственный экзамен. Второе и третье чтение законопроекта по ЕГЭ разрешило ситуацию в пользу нововведения, но споры не утихают. Оппонентами ЕГЭ по-прежнему остаются ректор МГУ имени М.В.Ломоносова Виктор Садовничий, московская мэрия, ряд депутатов профильного комитета по образованию и Нижегородская область. Как заявил ректор Садовничий, МГУ войдет в список вузов, которым будет позволено проводить свои (дополнительные) вступительные испытания.
Как раз этот момент вызывает озабоченность у Общественной палаты. Ее председатель – ректор Высшей школы экономики Ярослав Кузьминов считает, что критерии отбора таких вузов и перечень направлений подготовки, соотношение между результатами ЕГЭ и результатами дополнительных испытаний четко не установлены, а значит, вероятен риск, что вузы будут соревноваться за эти права «под ведомственными коврами».
Альтернативой ЕГЭ ректор Садовничий считает олимпиады. Сегодня МГУ проводит свои олимпиады, в том числе и такой широкомасштабный проект «Покори Воробьевы горы!». Но «горлышко» олимпиад даже при широком основании все равно узкое, уверен Ярослав Кузьминов. Комиссия Общественной палаты предлагает сделать федеральные олимпиады и конкурсы достаточно массовой формой поступления, с тем чтобы через них становились студентами не менее 20–30 тыс. человек в год (от 3 до 5% от общего приема). Для обеспечения объективности при проведении вузовских олимпиад Палата предлагает передать право на проведение их группам вузов, имеющих общие направления подготовки.
Протесты и предложения депутатов и директоров школ – противников ЕГЭ более резки и радикальны. В данном случае оппозиция в лице Олега Смолина и его Общественного движения «Образование для всех» и председателя Советов директоров школ РФ предлагает и вовсе Совету Федерации РФ отклонить уже принятый законопроект без создания согласительной комиссии. А Министерству образования и науки РФ рекомендует «продолжить эксперимент по использованию технологий Единого государственного экзамена и организовать эксперименты по альтернативным технологиям оценки качества знаний и организации вступительных испытаний в профессиональные учебные заведения».
Между тем, Единый госэкзамен – дело решенное. К 2009 году он станет обязательным для всех. В текущем и следующем учебных годах география эксперимента будет расширяться. Единый госэкзамен-2007 охватит 13 общеобразовательных предметов: русский язык, математика, физика, химия, биология, география, история России, обществознание, литература, английский, немецкий и французский языки, информатика. Как передает слова министра пресс-служба Минобразнауки РФ, в контрольно-измерительных материалах текущего года уменьшится число заданий на выявление фактологических знаний выпускников, и увеличится число заданий, ориентированных на оценку уровня творческого мышления.
С учетом результатов ЕГЭ в 2006 году было зачислено около 500 тыс. абитуриентов в 1650 вузах и филиалах; из них – 35% иногородних и 25,5% – из сельской местности.
Как заявляет Минобразнауки РФ, выборочные инспекционные проверки, проведенные сотрудниками Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки и представителями государственных экзаменационных комиссий субъектов РФ, выявили в 6 регионах отдельные факты нарушений. Основные нарушения в субъектах РФ были связаны с неудовлетворительной подготовкой распорядительных и нормативных документов, подготовкой специалистов, привлекаемых к проведению ЕГЭ, несоблюдением информационной безопасности и порядка проведения ЕГЭ участниками и организаторами в пунктах проведения экзамена.