0
1018
Газета Образование Интернет-версия

12.01.2007 00:00:00

Cтрессы разрушают организм школьника

Тэги: стресс, школа, образование


стресс, школа, образование По статистике, стрессов в современной школе стало больше.
Фото Михаила Циммеринга (НГ-фото)

О «здоровом образовании школьника» говорили на общественных слушаниях в Государственной Думе РФ в конце года. Председательствующий на слушаниях депутат ГД РФ Олег Смолин напомнил, что сегодня национальные проекты «Образование» и «Здоровье» идут каждый своим путем. В то время как образование впрямую влияет на здоровье ребенка. Современная школа получает ребенка здоровым, а выпускает больным. В причинах этого явления и пытались разобраться участники слушаний.

Несколько выводов, сделанных участниками слушаний, выглядят так. Поспешное обучение, которое идет впереди природного развития ребенка, всегда в ущерб здоровью. Лозунг «Чем раньше – тем лучше» дает отсроченный отрицательный результат. И в большинстве случаев не ведет к преодолению желаемой дезадаптации первоклассников к обучению, считают психологи.

Современные школьники занимаются в плохих условиях. Из 64 тысяч российских школ 27 тысяч вообще не пригодны для того, чтобы в них занимались дети. В прошлом году МЧС в канун учебного года 833 школы вообще закрыло, не разрешив туда допускать детей, привели примеры депутаты.

Депутаты считают, на качество образования влияет показатель расходов (проценты от внутреннего валового продукта, от ВВП). Франция и Германия сегодня расходуют 8% своего ВВП на развитие образования. Соединенные Штаты Америки – 9%, Япония – 11%. Страна, которая когда-то была российской колонией и входила в состав Российской империи, Финляндия, сегодня расходует 16,4% от ВВП на развитие образования. Россия расходует на эти же цели 4%.

Модернизация образования привела к тому, что в некоторых школах сегодня сокращают учителей. Это связано с тем, что уменьшается финансирование данного учреждения. Кого же предлагают директору сократить? Психолога, социального работника, организатора-физкультурника, преподавателя информационно-вычислительной техники и сторожей, что, уверены участники слушаний, не в пользу школьного процесса и здоровья школьника.

Принято считать, что нагрузки – главный враг здоровья школьника. По данным Министерства образования и науки РФ, за последние 50 лет в начальной школе, например, количество часов, выделяемых для обучения детей математике и русскому языку, сократилось (49% – филологические дисциплины и 62% – математика). Тем не менее нагрузки на учеников возросли в силу возросшей массы новой информации и появления новых предметов в школах.

Руководитель лаборатории физиолого-здравоохранительных проблем образования Владимир Базарный привел данные исследований Центра охраны здоровья и детей РАМН под руководством Александра Баранова по гимназиям города Москвы. В гимназиях на одного учителя десять учеников, есть массажисты и врачи, бассейны и спортзалы. А повышение давления было выявлено к концу года обучения у 90% учащихся. В первом классе к концу года у 26% школьников отмечено повышенное артериальное давление, после трех лет – у 65%.

Директор школы Ольга Артеменко рассказала о другом примере. Группа ученых-медиков и психологов приехала в поселок Воямполка (Камчатка) и обследовала детей, которые находятся не в интернатах, не в городских условиях, а непосредственно в родной им среде. Замеряли, тестировали, смотрели детей, записывали электроэнцефалограмму и так далее. Ни у одного из 110 обследованных школьников, проживающих в поселке, не нашли отклонений по здоровью. Но функционально все они отстают от детей, проживающих в Москве, на 2,5 года. Хотя учатся по тем же самым программам и учебникам, что и московские школьники. Получается, содержание образования неадекватно той образной и ценностной системе, которая есть у этих детей. И это содержание не развивает, а в какой-то степени тормозит их психологическое, психофизиологическое развитие. У этих детей нет никаких ассоциаций, никаких образов с такими понятиями, как общество, производство, мануфактура и так далее. Буквально почти каждое слово семантически ребенок не понимает. И запоминает все механически. Так что же делать с образованием таких детей?

И еще один вывод: школьные стрессы испепеляют иммунитет современного ребенка. Проблема эта – не только России. На Западе тоже теперь все чаще говорят: искали микроб – нашли стресс. Как радикально бороться с этим? В общем, решить все названные проблемы образования, уверены участники слушаний, можно в том случае, когда два национальных проекта («Здоровье» и «Образование») будут развиваться не параллельно, а пересекаясь в некоторых жизненно важных точках.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Ипполит 1.0

Ипполит 1.0

«НГ-EL»

Соавторство с нейросетью, юбилеи, лучшие книги и прочие литературные итоги 2024 года

0
1174
Будем в улицах скрипеть

Будем в улицах скрипеть

Галина Романовская

поэзия, память, есенин, александр блок, хакасия

0
595
Заметались вороны на голом верху

Заметались вороны на голом верху

Людмила Осокина

Вечер литературно-музыкального клуба «Поэтическая строка»

0
521
Перейти к речи шамана

Перейти к речи шамана

Переводчики собрались в Ленинке, не дожидаясь возвращения маятника

0
657

Другие новости