Критерии, по которым можно найти лучшую школу, должны быть очевидными и бесспорными.
Фото Александра Шалгина (НГ-фото)
Согласно последним официальным данным, общий объем рынка бизнес-образования в Москве и Санкт-Петербурге в денежном выражении составляет сегодня 1 млрд. 290 млн. рублей. В среднем двухгодичная MBA-программа стоит 270 тыс. руб. Стоимость большинства программ составляет от 200 до 300 тыс. руб. (23 программы), также предлагается немало программ стоимостью от 300 до 400 тыс.
Тем не менее спрос на бизнес-образование возрастает. Увеличивается и число бизнес-школ, предлагающих свои услуги. Расширяется спектр их программ. Повышаются требования к их качеству. Усиливается конкуренция среди школ. Как следствие, более агрессивной становится их PR-деятельность. Многие московские и санкт-петербургские школы в условиях жесткой конкуренции предпочитают получить как можно больше международных аккредитаций, обеспечив тем самым себе независимую экспертизу и заведомое лидерство в списках школ. Но споры, можно ли уж так всецело доверять аккредитации, продолжаются. Некоторые эксперты предлагают подойти к вопросу выявления лучших более «цивилизованно», как это делается во всем мире – через рейтинги. Хотя опять же сами признают, что при аккредитации, как правило, преобладают качественные показатели. А рейтинги предназначены лишь для того, чтобы сравнить бизнес-школы по выбранным критериям и проранжировать их в порядке убывания или возрастания тех или иных показателей. При этом в исследовании преобладают, как правило, количественные оценки. Мы поинтересовались мнением наших экспертов, что же все-таки надежней: рейтинги или аккредитации? Наличие аккредитации – это показатель качества обучения в бизнес-школе? Чему же более доверять потенциальным слушателям?
Виктор Орехов, начальник подготовки отдела маркетинга МИМ ЛИНК
Проблема объективного информирования потребителей о достоинствах и специфике образовательных услуг является высокоактуальной и вызывает острые дискуссии. Проведенное на сайте E-xecutive исследование доверия менеджеров к различным источникам информации показало, например, что только 23% опрошенных считают объективным источником информации рейтинги и 47% ≈ международную аккредитацию. С другой стороны, две трети менеджеров признают, что не знают, какие программы в РФ имеют международную аккредитацию, а среди остальных велик процент, имеющих неверное представление об этом. С учетом высокой популярности бизнес-образования создание объективных каналов информирования потребителей о достоинствах программ имеет высокую актуальность и востребовано как потенциальными потребителями образовательных услуг, так и специалистами по управлению кадрами, особенно в тех отраслях, в которых качество подготовки менеджеров может влиять на условия жизни целых городов и регионов.
Михаил Иоффе, ректор института «Синергия»
Универсальных рейтингов, удовлетворяющих одновременно все заинтересованные стороны, нет. К тому же в России есть своя специфика. Российские школы МВА, например, вряд ли могут сегодня участвовать в рейтингах программ МВА, проводимых Financial Times. Ведь в числе основных их критериев используется рост зарплаты выпускников после окончания программы. Такие рейтинги рассчитаны на студентов дневных программ МВА, а их в России пока единицы. К тому же официальная заработная плата в российских условиях не является достоверным показателем увеличения доходов и карьерного роста выпускников┘ Аккредитация является наиболее весомым показателем качества. К тому же она дает стабильные гарантии на продолжительное время. А относительно рейтингов надо иметь в виду, что положение школ в рейтингах может резко меняться даже за короткое время в зависимости от методологии исследования, выбранных критериев и состава участников.
Станислав Савин, ректор института МИРБИС
Рейтинги важны для потребителя услуг бизнес-школ, и эти рейтинги необходимо дифференцировать: отдельно рейтинговать учебные заведения, отдельно программы, направления подготовки. Нельзя оценивать учебное заведение по совокупности отдельных рейтингуемых программ┘ Если, допустим, одна из программ (или направлений подготовки) является лидером, это не означает автоматического лидерства учебного заведения в целом. Необходимо показать зависимость во времени достижения отдельных программ с оценкой деятельности учебного заведения┘ Довольно часто оценку программ и в целом деятельности вуза дают сами вузы. Такой подход сложился не только у нас┘ С другой стороны, и профессиональные ассоциации едва ли смогут давать оценку своим участникам. Так, например, РАБО – это содружество единомышленников, и давать оценку членам этого содружества – дело неблагодарное, а может, и вредное┘ Важной нам представляется оценка деятельности вуза западными партнерами, их признание. Это есть независимая оценка качества. Ей можно доверять. Наверное, много могут сказать о МИРБИС международные аккредитации всех ее образовательных программ. Но и это не самый главный и определяющий показатель для нас, хотя наша стратегия – интеграция в мировое образовательное пространство, тем не менее мы являемся российской школой бизнеса, для нас определяющим является подготовка высококвалифицированных кадров именно для нашей экономики – какие специалисты и руководители придут, как будут работать, так мы и будем жить.