Уже в самом начале шестидесятых годов прошлого века стало ясно, что неизбежен разрыв между школьной программой и вузовскими требованиями. «Даже при самом честном конкурсе ребята из сел и рабочих поселков окажутся в худшем положении, чем их сверстники из университетских центров. Различие в уровнях подготовки [абитуриентов] углубляется», – констатировал известный публицист Анатолий Аграновский. Чтобы сделать образование более «профильным», не подвергая при этом всю систему болезненным реформам, в крупных городах стали создавать спецшколы и даже интернаты для одаренных детей. Но была возможность получать углубленную подготовку по фундаментальным наукам и без отрыва от дома – учиться в заочной школе.
В эти дни отмечает свое сорокалетие Федеральная заочная физико-техническая школа (ФЗФТШ) при Московском физико-техническом институте (МФТИ). «Первой ласточкой» дополнительного дистанционного образования была Заочная математическая школа при МГУ (создана в 1963 г.). Но там обучали только математике, а ФЗФТШ сразу поставила своей целью приобщать школьников к знаменитой «системе Физтеха» – параллельному глубокому изучению физики и математики с целью их применения в новой технике.
Кстати, на самом Физтехе никогда не было ни заочного, ни вечернего отделения. «Когда открывали заочную школу, я не верил, что это начинание правильное. Ведь Физтех всегда работал только очно! – Теперь Федор Каменец, декан факультета общей и прикладной физики МФТИ, смеется над своими былыми сомнениями. – ФЗФТШ – это гениальное открытие для Физтеха!»
Действительно, каждый второй первокурсник МФТИ – выпускник заочной школы. Студенты, особенно те, что сами учились в ФЗФТШ, идут туда работать. Школа посылает ученику в толстом конверте задание и методичку. Ученик, прорешав все задачи, тоже вкладывает тетрадки в конверт и выводит на нем адрес ФЗФТШ. Студент поправляет его ошибки. Вместе с проверенными тетрадками ученику отправляется правильное решение задач┘ Проверка комплекта из двух тетрадей, по математике и физике, приравнивается к одному педагогическому часу, и младшекурсник получает за это чуть меньше пятидесяти рублей, аспирант – чуть больше семидесяти. Каждый проверяющий работает с 5–20 школьниками. Восьмиклассники присылают по четыре комплекта в год, одиннадцатиклассники – семь. Если и есть выгода от такой работы, то уж точно не материальная.
Студенты обычно подходят к проверке работ неформально, пишут развернутые рецензии. Иногда удается поупражняться в юморе, а физтехи до этого большие охотники: «Я мог бы ответить на Ваш вопрос об электромагнитном излучении, но, по-моему, Вы его списали из учебника Ландау и Лифшица. Посмотрите ответ там же». Попутно детей приучают к непринужденному употреблению умных слов: «Миша! Не используй свои тетради как подставку для чайника! Это моя прерогатива!»
За сорок лет ФЗФТШ окончили около 80 тыс. человек. Сейчас в школе около 15 тыс. учеников. Из них 39% – заочники. Для граждан РФ обучение бесплатное. Тем не менее, по словам бессменного директора школы Тамары Чугуновой, с каждым годом учеников все меньше. Демографический спад, общее снижение интереса к фундаментальной науке┘
Сегодня любой физик пожалуется вам на то, что техническое образование в массовой средней школе в полном упадке, что на его предмет оставляют все меньше часов даже в профильных классах. В этих условиях учеба в ФЗФТШ остается, пожалуй, самым доступным путем для желающих получить подготовку по техническим наукам хотя бы добротного старого уровня.