В Российском университете дружбы народов прошел международный семинар «Формирование европейского пространства высшего образования: роль студентов», организаторами которого выступили Минобразнауки РФ, Федеральное агентство по образованию РФ и Российский университет дружбы народов совместно с Директоратом по дошкольному, школьному и высшему образованию Департамента высшего образования и науки Совета Европы. Семинар проводился в соответствии с Программой мероприятий в рамках председательства России в Комитете министров Совета Европы.
Как было заявлено на семинаре, Болонский процесс, стартовавший в июне 1999-го, к 2010 году должен объединить Европейское пространство высшего образования. Международный семинар ставил своей целью решить вопросы студенческого представительства и участия студентов в управлении высшим образованием на национальном и институциональном уровнях, обозначить роль студенческих организаций в жизни общества и в отношениях между вузами и работодателями, обобщить накопившийся международный опыт в студенческой мобильности.
На мероприятии в Москве напомнили, что, согласно достигнутым ранее договоренностям, министры стран – участниц Болонского процесса должны взять на себя обязательство содействовать упрощению процедуры получения виз, социальной защите и в случае необходимости и выдаче разрешений на работу студентам в целях обеспечения мобильности и обменов студентам. Они же должны оказывать помощь выборным представителям студенчества для участия в управлении высшим образованием и поощрять студенческие органы к созданию представительных и политически независимых национальных студенческих союзов в странах, где их пока нет. Руководителям образования предлагают поддерживать студенческие организации в получении ими финансовых и материально-технических ресурсов.
Сегодня различия в содержании образования европейских стран существенно затрудняют интеграционные процессы в европейском высшем образовании. Понимая безнадежность одного из главных призывов Болонского процесса к университетам Европы – создавать совместные программы общеевропейского содержания – эксперты Европейской ассоциации университетов и консультанты департамента образования Еврокомиссии выдвигают ныне уже иной проект – проект образовательного евротюнинга. Процесса, по их мнению, упрощающего и ускоряющего интеграцию.
Суть евротюнинга в том, чтобы не согласовывать локально или глобально содержание программ высшего профессионального образования (как это сделано в России с помощью государственных стандартов высшего образования), а сосредоточиться на согласовании (признании) квалификаций трех циклов: бакалавр, магистр, доктор. Для этого необходимо, так чтобы было понятно всем, как минимум описать эти квалификации. То есть обусловить объем знаний, трудоемкость освоения знаний студентами, описать требования к знаниям и так далее. Трудоемкость предлагается измерять в кредитах европейской системы переводных кредитов ECTS, которая теперь признается и называется также «накопительной» (accumulating). Описания будут переведены на основные европейские языки.
В процессе реализации проекта предполагается проведение пробных тюнингов в первую очередь для математики, физики, химии, медицины, «европейские исследования», «бизнес» и др. То есть тех дисциплин, которые наиболее интересны странам – участницам Болонского процесса.