На недавнем заседании Совета при президенте РФ по науке, технологиям и образованию речь снова зашла о качестве и содержании отечественного образования. Ученые, чиновники и бизнесмены попробовали еще раз определиться с вектором развития высшего образования. По мнению президента страны Владимира Путина, разрыв в связи учебных заведений с предприятиями и научными организациями продолжает сохраняться. При этом само бизнес-сообщество слабо подает сигналы образовательной среде, не выдвигает реальный запрос на инновационное обновление профессиональных образовательных стандартов. Партнерство же науки, образования и бизнеса важно.
Опыт создания вузами вместе с бизнесом различных инновационно-технологических структур, центров трансферотехнологий, бизнес-инкубаторов, в том числе действующих на базе вузов (их сейчас порядка 60 уже сегодня), технопарков и, наконец, особых технико-внедренческих зон, конечно, уже есть. Есть, но осложненный проблемами... По мнению ректора МГТУ имени Баумана Игоря Федорова, сами вузы, являясь мощным научным источником для инноваций, не могут непосредственно участвовать в инновационном процессе. В соответствии с Гражданским кодексом у госучреждений отсутствует право самостоятельного распоряжения результатами научно-технической деятельности, интеллектуальной собственностью в виде изобретений, полезных моделей, промышленных образцов.То есть государственные вузы не могут самостоятельно продавать лицензии, учреждать малые инновационные предприятия. Исправить положение могут соответствующие поправки в Гражданский кодекс и бюджетное законодательство, уверен Игорь Федоров.
Напомним, что заметная тенденция последнего времени – это значительная материальная поддержка ведущих вузов. В правительстве, кстати, по словам самого президента РФ, до сих пор есть разные мнения по этому поводу, есть за и против. «Между тем в некоторых весьма развитых странах такие решения принимаются, – заметил и на этот раз на совещании Владимир Путин. – Но один из критериев – это участие того или иного вуза в научной работе, наличие так называемых кластеров┘» Одним известным брендом здесь не обойдешься.
Приоритет в выборе ведущих вузов отдается тем заведениям, которые предлагает инновационные проекты, работающие на экономику. Конечно, это не всех устраивает. А что в таком случае с фундаментальной наукой? Как рассказал на том же заседании академик Жорес Алферов, в 20 ведущих университетах США, например, расходы на научно-технические разработки вузам (а это ведущие университеты – Колумбийский, Беркли и Иллинойский и многие другие) распределяются следующим образом: 50–60% приходится на федеральный бюджет, 20–30% – на бюджет штатов, частные инвестиции занимают только 15–20%.
Вторая заметная тенденция в высшем образовании – это желание навести порядок в трате госсредств. Как заметил вице-президент РАН и директор МШЭ МГУ академик Александр Никепелов, по-прежнему нет «должной отдачи для экономики страны от средств, инвестируемых государством в развитие бесплатного высшего образования». Слишком большой размах приобрели, по мнению Александра Никепелова, два явления: образование приобретается для галочки и образование нужно для поиска высокооплачиваемой работы за рубежом. Необходимы механизмы, обеспечивающие применение выпускниками полученных за государственный счет знаний внутри страны, уверен академик.
Завершая тему взаимодействия вузов и бизнеса, Виктор Садовничий, ректор МГУ имени М. В. Ломоносова, напомнил, что на базе университета создано уже пять корпоративных университетов с бизнесом, но это, по словам Садовничего, другое понятие, чем является на Западе корпоративный университет. Там корпоративный университет – это своего рода «доучивание» специалиста. МГУ же предлагает на базе основного фундаментального образования с помощью структур бизнеса создавать дополнительные программы.
В общем, судя по заявлениям ученых, высшее образование по-прежнему тормозит несовершенство законодательной базы.