Институт статистических исследований и экономики знания Высшей школы экономики (ГУ) представил итоги очередного мониторинга экономики образования. Исследование проводилось при участии специалистов Министерства образования и науки РФ, Федерального агентства по образованию, Федеральной службы государственной статистики.
Согласно выводам мониторинга, «школьный маховик», в который вкладываются огромные средства, начинает работать вхолостую». Как считает ректор Высшей школы экономики Ярослав Кузьминов, в основе конфликта образовательных стратегий лежит сегодня ситуация так называемого общего высшего образования. Почти половина выпускников вузов не желают работать по полученной специальности. Происходит это потому, что в обществе сложился некий социальный стандарт обязательности высшего образования, при котором молодого человека просто не возьмут на целый ряд должностей при отсутствии подобного образования. Спрос на «общее» высшее образование огромен, но если в США его обеспечивает двухгодичный колледж, то в России этот спрос покрывается по-прежнему 5-летним образованием.
Согласно данным мониторинга, сегодня замечен резкий рост расходов (как бюджетных, так и семейных) на высшее образование. Ориентация на среднее начальное и профессиональное образование по-прежнему малозаметна. Хотя за последние годы и произошли положительные сдвиги в системе профобразования. Наблюдается устойчивое улучшение положения с учебным оборудованием и обеспеченностью средствами для повышения квалификации преподавателя, хотя объем средств все еще далек от желаемого. Самым сильным показателем в этом отношении является очень значительный рост доступа в интернет. Это говорит о том, что открываются возможности внедрения новых более экономичных образовательных технологий. Но при этом ухудшается показатель качества информационной инфраструктуры, учебные заведения не успевают обновлять парк компьютеров.
На любопытный вывод, следующий из данных мониторинга, обратили внимание социологи фонда «Общественное мнение» («Образовательные траектории детей и взрослых»). Согласно ответам опрошенных, «бесплатного образования в России нет». При этом 73 % опрошенных заявили, что не хотят (по разным причинам) брать образовательные кредиты.
И еще вывод: на фоне всеобщего разочарования размерами зарплат многие преподаватели являются патриотами своего дела и трудятся на своем поприще исключительно по призванию, а не ради денег.