Недавно на очередном заседании правительства города мэр столицы Юрий Лужков дал задание столичному комитету образования ввести в программу для старшеклассников обучение азам бизнеса, дополнительно аргументируя это тем, что молодежный технопарк в Зеленограде почти построен, а работать в нем некому. Еще ранее, при комитете Государственной Думы РФ по образованию и науке была создана комиссия по молодежному образованию, которая подготовила реальные законопроекты, способные создать в стране в рамках национального проекта «Образование» эффективную систему дополнительного образования, в том числе бизнес-образования для молодежи.
Как сказал «НГ» председатель комиссии по молодежному образованию при комитете Госдумы РФ по образованию и науке Никита Исаев: «...Видимо, уже и руководителям регионов становится понятно, что с существующей системой образования Россия не может претендовать на звание технологического и экономического мирового лидера». Тем не менее, опасается Никита Исаев, определенные опасения по поводу реализации столь своевременной идеи в Москве все же есть. «Как бы сама идея не погибла в столичных коридорах власти, – говорит Никита Исаев. – И это при том, что в столице уже не первый год существуют структуры дополнительного образования, которые как раз специализируются на том, что дают молодежи начальные бизнес-навыки, как теоретические, так и практические».
Без предпринимательской «жилки» ныне довольно трудно получить высокооплачиваемую работу, сделать карьеру, добиться успеха в жизни. Поэтому, как считает президент РНЦ «Курчатовский институт», секретарь Общественной палаты, академик Евгений Велихов, совсем нелишне воспитывать у школьников наряду с другими важными качествами еще и дух инициативы и предпринимательства.
Пока же высоты бизнеса дети штурмуют в лагерях. На берегу Истринского водохранилища, например, есть целое такое «государство Нопландия». В нем только за 8 дней (по лагерному – лет) сменились два президента, были созданы акционерные общества, биржи и банки, активно поработали две конкурирующие газеты, правительству удалось ликвидировать безработицу, а многие граждане – например владельцы-акционеры местного кафе – до неприличия разбогатели. Бизнес-лагерь – это одна из наиболее эффективных форм совмещения отдыха и реального обучения. Здесь профи обучают участников принципам маркетинга, основам эффективных бизнес-коммуникаций и... лидерству.
Ситуации, возникающие в подростковой бизнес-среде, достаточно любопытные. Вспоминается случай пятигодичной давности в одном из бизнес-лагерей компании ЮКОС (кстати, именно эта компания одной из первых организовала бизнес-лагеря для детей в стране). Так вот, тогда один предприимчивый мальчик выкупил у «государства» кусок пляжа. И все «население» маленькой «страны» вынуждено было платить малышу дань, чтобы искупаться в жаркий полуденный час. «Власти» вынуждены были с ситуацией смириться, ведь сделка по продаже была законной. Зато «население», недолго думая, организовало революцию и сбросило нерешительное «правительство».
В этом году в «Нопландии» тоже возникла критическая ситуация. В определенный момент все «компании» решили заблокировать свои ресурсы, и никто никому ничего не продавал. Ситуация оказалась опасной для самого «государства». Но была проведена встреча генеральных директоров, на которой выработали дополнительные правила игры, и все обошлось. Так что можно надеяться, что главный навык – умение вести конструктивный диалог– юные бизнесмены уже получили.