В Минобразнауки РФ уверены, что новоиспеченным школярам скучать не придется. В школах появится новое оборудование, и придут настоящие профи – учителя.
Фото Александра Шалгина (НГ-фото)
Накануне 1-го сентября состоялась видеоконференция главы Министерства образования и науки РФ Андрея Фурсенко с регионами по теме «Приоритетный национальный проект «Образование» в системе развития региона». Как было заявлено на мероприятии, бюджет нацпроекта значительно возрастет к следующему году (см. таблицу). Так что же такое приоритетный проект «Образование»? И на что придутся основные траты?
То, что образование будет теперь развиваться «проектным способом», стало понятно, когда случился первый конкурс на грант среди вузов. Он взбудоражил вузовскую общественность, едва приспособившуюся к элементарному выживанию в современных экономических условиях. Теперь часть даже государственных вузов с новой силой вынуждена будет доказывать свою жизнеспособность. Стало очевидно, что удерживать на плаву аутсайдеров никто не будет, тем более раз государство начало прислушиваться к рекомендациям бизнес-сообщества. Бизнесмены же конечным результатом работы любого вуза считают трудоустройство и карьеру его выпускников.
Поощрение лучших учителей и введение отраслевой системы оплаты труда ставит и педагогов в условия непростой конкуренции. По крайней мере, стимул бороться за повышение своей трудовой «категории» будет гораздо сильней, чем сегодня. Понять, насколько отлична «отраслевая» модель от прежней, можно на таком примере: раньше, когда учитель переходил из одной категории в другую (вторая–первая–высшая), ему доплачивали всего 150 рублей (коэффициент «к»). Сегодня это сумма около 1000–1500 рублей. Естественно, что таких коэффициентов в новой модели несколько. То есть разница в зарплатах у педагогов разных уровней будет вполне ощутимой. Поможет ли это уходу из системы образования случайных людей и приходу профессионалов – прогнозировать пока сложно. Но предполагаемая цель все же именно такова.
Следующим шагом будет конкурс среди регионов, комплексно внедряющих все разработки и системные новации Минобразнауки РФ (единый госэкзамен, отраслевую оплату труда, подушевое финансирование и другие). Кстати, на поощрение регионов сначала планировалась сумма в 8 млрд. рублей, заложена же – в 3,5 млрд. рублей... Далее дело дойдет до начального и среднего профобразования. Принцип все тот же: поддержка лучших образцов.
Еще нацпроект «Образование» стимулирует людей, проходящих воинскую службу. Он предусматривает не только расширение возможностей получения начального профессионального образования призывниками, но еще и предоставление преференций при подготовке к поступлению в вузы и получении высшего образования людям, отслужившим не менее трех лет по контракту в Вооруженных силах РФ в воинских должностях солдат, матросов, сержантов, старшин.
Бюджет национального проекта на 2006–2007 год
Объект финансирования | Количество | Сумма в рублях в 2006 году | Сумма в рублях в 2007 году |
---|---|---|---|
Инновационные вузы | 30 | 10 млрд. | 20 млрд. |
Инновационные школы | 6000 | 6, 0 млрд. | 6, 0 млрд. |
Учителя-лидеры | 10000 | 9,2 млрд. | 19,2 млрд. |
Классные руководители | все | 7,7 млрд. | уточняется |
Инновационные ПТУ и техникумы | 6000 | – | 3,5 млрд. |
Бизнес-школы и университетские центры | 4 | 3 млрд. | 6 млрд. |
Оборудование для школ | все | 2,3 млрд. | 4,8 млрд. |
Учебные центры в армии | 100 | 0,3 млрд. | 0,6 млрд. |
Школьные автобусы | 3500 | 1,0 млрд. | 2,8 млрд. |
Регионы | около 30 | – | 3,5 млрд. |
Интернетизация школ | 10000 | 0,15 млрд. | 0,15 млрд. |