Работать с российскими слушателями совсем непросто, они ничего не принимают на веру, даже общеизвестные экономические принципы.
Фото Евгения Зуева (НГ-фото)
Многие эксперты склонны считать, что вхождение России в ВТО – это новые возможности, которые придут к нам вместе с изменением внешних условий бизнеса. С ростом бизнес-конкуренции, с изменением условий конкуренции в сторону равных прав при неравных ресурсах, с изменением вкусов и предпочтений потребителей, с трансформацией интересов различных заинтересованных сторон бизнеса будет меняться и система бизнес-образования. Со вступлением России в ВТО бизнес активнее приобретает формы глобальных целостностей, все прочнее опирается на глобальные технологии. Так каковы же стратегические особенности развития бизнес-образования в условиях глобализации?
Они выводятся, как считает ректор Международного института менеджмента ЛИНК Сергей Щенников, из естественных закономерностей природы, которая, как обычно, мудрее рецептов бизнес-дисциплин. Существует два взгляда на этот процесс. Это своего рода «естественный отбор» и механизм «переделывания» жизни. В основе первого – борьба за ресурс, естественные изменения как «нащупывание» форм жизни будущего, отбор наиболее адекватных среде изменений, экспансия оправдавших себя изменений. Второй «механизм» известен из философии жизни как принцип «воли к власти и влиянию». Оба они проявляются и в бизнесе, и в бизнес-образовании. Они же заложены и в основе стратегий развития российского бизнес-образования, считают преподаватели МИМ ЛИНК.
Поэтому и обеспечение соответствия российского бизнес-образования существующему мировому уровню пойдет как через некий процесс «приспособления», так и через преодоление требований «Запада» – развитие собственной парадигмы.
Согласно первому пути школы будут изучать международный опыт бизнес-образования, займутся исследованием стандартов и анализом соответствия образовательных систем этим стандартам, пойдет «подтягивание» образовательных технологий до так называемого международного уровня. Все будет делаться для усиления привлекательности образовательных услуг через создание особенных ценностей для клиентов. Как результат этой деятельности – осуществление международной аккредитации и международного признания.
Этот подход оправдан реальной практикой и подтверждается, например, данными недавнего опроса потенциальных и настоящих клиентов бизнес-школ на сайте
E-xecutive. На вопрос «Где можно получить настоящее MBA?» 34% ответили – «в западных школах», только 2% оказались приверженцами российских программ, 6% отдали предпочтение российской бизнес-школе, обучающей по западной методике. Однако 57% респондентов особо выделили качество обучения, а не страну и и не брэнд школы. И это, как считает Сергей Щенников, заслуживает особого внимания. Это ответ, насколько возможен второй путь развития.
Второй путь развития бизнес-образования более амбициозен для страны. Он предусматривает устремление к высоким уровням целеполагания. А это уже, в свою очередь, предполагает критическое осмысление международного опыта бизнес-образования ради извлечения конструктивных уроков опережающего развития, осознание национальных особенностей преподавания и затем уже освоение нового. Анализируя преимущества российского образования и используя «разницу» между российским и западным подходами к бизнес-образованию как ресурса для развития, делая самостоятельное и опережающее развитие «высоких технологий постиндустриального образования», отстаивая и утверждая высокие стандарты в бизнес-образовании, страна сможет построить свою систему бизнес-образования. Но это, предупреждают эксперты, отнюдь не легкое дело.
Из всего вышесказанного вытекает еще один существенный вопрос. А готовы ли российские школы работать в условиях, которые открываются со вступлением России в ВТО? Конкурентоспособны ли они, например, по сравнению с западными школами? «Правильнее говорить о конкурентоспособности не российского МВА как такового, а о конкурентоспособности конкретных программ МВА, – считает директор Межотраслевого института развития инновационных технологий (МИРИТ) «Станкин» Юлия Еленева. – Многие программы, на наш взгляд, превосходят зарубежные аналоги. Наши программы отличает учет особенностей российского бизнеса, который (как это странно ни покажется) более жизнестоек и динамичен, чем западный. Они учитывают более высокий уровень общей и профессиональной подготовки людей, которые приходят учиться на МВА. Они предусматривают особенности отечественного менталитета, в частности тот факт, что у нас никто не будет ничего принимать просто на веру и даже общеизвестные экономические законы нашим слушателям приходится доказывать».
Чисто технологическое отставание наших программ, по мнению Юлии Еленевой, за счет использования современных коммуникационных технологий лучшие бизнес-школы уже ликвидировали. Качество методического материала чаще всего не уступает западным аналогам. Но есть одна проблема, о которой говорят слушатели, которым довелось поучиться и на Западе, и у нас. Российские слушатели выполняют меньший объем самостоятельной работы, потому что учатся чаще всего «без отрыва от производства». Поэтому им сложно готовиться к занятиям так же, как их зарубежным коллегам.
В какой же степени наша система интегрирована уже сегодня в европейское образовательное пространство? Например, сможет ли успешно работать на нашем рынке менеджер, окончивший только зарубежную школу? А с нашим дипломом – за рубежом?
Как считает ректор института МИРБИС Станислав Савин, наиболее удобная стратегия – это когда школа одновременно работает и по западным, и по российским стандартам. Это важно, поскольку иначе школа не получит аккредитацию европейских вузов и ассоциаций. Кстати, только после вступления в Болонский процесс Минобразнауки РФ стало ориентироваться на западные стандарты. А сегодня опытные со стажем работы бизнес-школы России добились уже того, что их партнеры на Западе закладывают в своих программах в качестве обязательного компонента обучение в России. Это стало возможным лишь при максимальном учете всей системы требований партнеров. Такие школы предоставляют слушателям выбор – он может получить российский или западный диплом МВА. Наличие второго диплома дополнительно облегчает трудоустройство за рубежом. А обязательной составляющей таких программ является зарубежная стажировка.