Если страна у нас богатая, то почему мы – такие бедные? Каждый уже не однажды задавал себе такой вопрос. Что-то надо менять. Может, начать все-таки с системы образования? С этим вопросом мы обратились к президенту государственного научного центра «Курчатовский институт», секретарю Общественной палаты, академику Евгению Велихову.
– Евгений Павлович, начнем с двух простых вопросов: почему у нас нет Биллов Гейтсов и что нужно изменить в системе образования, чтобы они появились?
– Когда Билл Гейтс придумал программу для микропроцессора, позволившую повысить эффективность дорожных работ, ему едва исполнилось 17 лет. Так вот нужно, чтобы и у наших мальчишек и девчонок была возможность совершать подобные открытия. Но для этого придется кое-что изменить в образовании, причем уже на ранних стадиях, начиная с детского сада. В современных условиях важно подрастающему поколению привить навыки свободного предпринимательства. В годы моей юности понятие «свободное предпринимательство» воспринималось обществом не иначе как ересь. Если предприниматель, то, значит, обязательно спекулянт. А предпринимать – ведь это, всего-навсего действовать с умом, деловито, творчески.
А что изменить в системе образования? Каждый человек на выпуске из средней школы должен иметь определенную базу научных данных. К сожалению, с начала 1990-х годов, то ли в угоду моде, то ли по недомыслию, мы стали сокращать научное образование. Эта ошибка нам еще долго будет отзываться. На мой взгляд, сейчас, когда разрабатываются новые образовательные стандарты, необходимо дополнить школьную программу инженерным образованием. Или хотя бы возродить кружки творчества, которые когда-то были во всех школах и дворцах молодежи.
– Но существует же, например, программа «Достижения молодых», в которой стали участвовать российские дети...
– Да, конечно. Более 100 государств мира с позапрошлого века (обратите внимание – с позапрошлого) проводят у себя программу «Достижения молодых», помогающую воспитывать инициативных личностей. Беседуя в США с президентами и многими политиками, я узнавал, что и они сами, будучи подростками, участвовали в этой международной программе. Пятнадцать лет назад по моей инициативе к «Достижениям молодых» были привлечены и российские дети. Помню, как девочки одной московской школы открыли тогда собственное дело: резали черный хлеб на ломтики, подсаливали его, сушили и продавали. Позднее эту идею перехватили взрослые. С 1991 года по сегодняшний день через программу «Достижения молодых» в России прошли 3 миллиона ребят. А надо бы, чтобы их было 30 миллионов.
– Сейчас опять возобновились разговоры об интеграции науки и образования. У вас сложилось впечатление, что это уже не просто разговоры?
– Еще раз говорю, образование должно быть тесно связано с получением нового знания, наукой. Наши бюрократические порядки регулярно разрушали и разрывали эту связь, поэтому я приветствую тех, кто открывает дорогу учащейся молодежи к фундаментальным исследованиям. Раз уж сегодня заговорили об экономике, основанной на знаниях (и что-то начинает делаться), нужно поднимать значение инженерии, особенно в области высоких технологий. Территория у нас огромная, население невелико. Чтобы вырваться вперед, надо иметь что-то свое, особое. Для этого обязательно нужно растить научную элиту.
– А как с этим обстоит дело в Курчатовском институте?
– У нас в «Курчатнике» работают кафедры разных вузов – МГУ, МФТИ, МИФИ и МГТУ имени Баумана. Кроме того, у нас есть свой маленький университет. Школьников, которых обучаем в подшефном лицее, после выпуска никому не отдаем (их примерно 15–20 человек). Они сразу же попадают в интенсивный учебный процесс: к каждому студенту прикрепляется по нескольку профессоров. В результате уже на втором-третьем курсе эта одаренная молодежь начинает участвовать в большой науке.