Лето в этом году выдалось жаркое. В смысле бурнокипящей жизни в вузовской среде. Виной тому – национальный проект. Первые 17 вузов, получившие грант от президента, заняты исключительно осваиванием денег. Остальные высшие школы готовятся к новому конкурсу, который стартует уже осенью.
Эмиссары Минобразнауки РФ ринулись в регионы, чтобы там, на местах, разъяснить еще раз политику государства в деле реформирования образовательной среды. Что такое, например, Национальный университет, его предназначение, возможности и стартовые модели, разъяснял недавно красноярской общественности советник министра образования и науки РФ, первый проректор Академии народного хозяйства при правительстве РФ Андрей Волков. И как сказал он же ранее «НГ», все эти изменения в образовательной среде страны связаны с вступлением России в Болонский процесс, одной из основных тенденций которого является глобализация знаний. Она же означает «непрерывное высшее образование» и переход на двухуровневую или многоуровневую систему образования по англосаксонской модели. Такая система, по словам советника министра, будет способствовать не только повышению гибкости системы высшего образования, но и переходу на международную систему оценки знаний и уровня образования граждан.
Чем обернется еще для высшего образования вступление России в общеобразовательное пространство Европы? Как заявил Андрей Волков в Красноярске, планируется сократить количество основных существующих специальностей (с 1000 до 30–40), а остальные профили образования отдать на рассмотрение самих вузов. Готовятся структурные изменения системы образования, подготовка новых стандартов и новых образовательных технологий. Сами вузы тоже станут другими. Сегодня на рассмотрение регионов предлагаются самые разные модели переустройства вузовской системы.
Например, согласно одной модели, значительную часть вузов лучше объединить в крупный университет, что даст ему возможность в дальнейшем в какой-то мере соответствовать критериям Национального университета. Согласно другой – регионам предлагается создать крупный университет принципиально нового типа. Дело в том, говорит Андрей Волков, что со временем все равно произойдет дифференциация вузов и образуются крупные образовательные холдинги, качество образования в которых будет неизмеримо выше, чем в небольших вузах.
Что же касается тех возможных критериев, на основе которых и будут определяться лучшие Национальные университеты, то, как отметил Андрей Волков, в настоящее время они продолжают формулироваться несколькими инициативными группами.