По уровню чтения наши школьники находятся на 33-м месте (из 40 развитых стран мира).
Фото Артема Житенева (НГ-фото)
Тема школьных библиотек, не очень-то и популярная у нас в стране нынче, была поднята недавно во время парламентских слушаний комитета по образованию и науке на тему: «О ходе реализации и перспективах развития приоритетного национального проекта «Образование».
Государственная Дума при рассмотрении бюджета 2006 года и самого проекта образования значительно усилила его «образовательную» часть. На цели образования (на прямые расходы) выделено в 2006 году около 35 миллиардов рублей. В процедуре третьего чтения были дополнены некоторые разделы бюджета, которые еще потянули за собой три с лишним миллиарда рублей. Услышав, что очередные средства в этом году выделены на приобретение учебников, Екатерина Лахова, председатель комитета Государственной Думы по делам женщин, семьи и детей, не преминула напомнить присутствующим, в сколь бедственном положении находятся ныне школьные библиотеки. Они фактически превратились просто в пункты по выдаче учебников. В течение последних 15 лет во многие из них не поступило ни одной художественной книги. Нет там и никаких подписных журналов для детей и юношества.
Доступность этой сферы и качество предоставляемых услуг постоянно снижаются. Материальная база и ресурсное обеспечение их очень скудное. «А у работников этой сферы самая низкая оплата труда в системе образования. Фактически данные учреждения находятся на обочине образовательной политики, и мы рискуем потерять важнейшие институты защиты воспитания и развития наших детей», – заявила Екатерина Лахова.
Сегодня в России осталось 67 тысяч школьных библиотек. И, как показывают данные международного тестирования 15-летних школьников, по уровню чтения наши школьники находится на 33-м месте (из 40 развитых стран мира). Специалисты, работающие в учреждениях дошкольного и дополнительного образования, а также в школьных библиотеках, и в материальном, и в социальном отношении чувствуют себя ущербными и несправедливо забытыми. Но это можно было бы поправить в рамках национального проекта на 2007 год, уверена Лахова. Она предложила сделать одним из приоритетов национального проекта на 2007 год модернизацию школьных библиотек.
Однако поднять статус школьного библиотекаря будет не так-то просто. В 40% школ библиотекари работают на полставки. Нередко на эту работу приходят совершенно случайные люди, потому что их заработная плата самая низкая в школе. Зачисляют библиотекарей у нас в стране в число технического персонала. А, например, в США, где очень высок статус общеобразовательных библиотек, имеется и полная информатизация библиотечных услуг, и на работу библиотекаря принимают специалистов с двойным образованием, педагогическим и библиотечным. Кроме того, американские библиотекари проходят специальную подготовку в области психологии.
Должности библиотекарей-педагогов введены во Франции, Канаде, Южной Корее. В этих странах в целях усиления читательской среды ребенка, его информационной и духовной безопасности укрепляют школьные библиотеке, правительства проводят свою национальную политику в области библиотечного дела. Может, пора и в больших школах назначать библиотекарями заместителей директоров по информационной работе, высказала весьма сильное предположение депутат ГД РФ.
Восстановление фондов школьных библиотек тоже может обойтись государству в копеечку, особенно обеспечение детской справочной энциклопедической литературой. Но делать это, очевидно, считает и депутат ГД РФ Олег Смолин, придется. Потому что в отсутствие хорошей и умной книги, которая учит ребенка самостоятельно мыслить, на современных детей обрушивается шквал дешевых, низкосортных, растлевающих душу изданий.